Налог с дохода польского перевозчика в свете Указа Президента РФ от 08.08.2023 №585

20 июня 2025

Российская организация заказывает услуги по международной перевозке товаров у польской логистической компании на основании договора, заключенного в июле 2023 года.


Возникают ли у заказчика налоговые риски в связи с Указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585 (далее — Указ) и Федеральным законом от 27.11.2023 № 539-ФЗ (далее — Закон) при необложении налогом доходов польского перевозчика?


Отвечает:
Чимидов Вадим Геннадьевич
 — Руководитель отдела налогового права и консалтинга


Ответ:

На наш взгляд, в рассматриваемых обстоятельствах доход польского перевозчика от выполнения международной перевозки, полученный в период с 08.08.2023 по 31.12.2025, не будет подлежать налогообложению в РФ, если стороны не являются взаимозависимыми, и заказчику будут представлены подтверждение постоянного местопребывания перевозчика в Польше и его фактического права на доход. Однако для перевозок, пункты отправления и / или назначения которых не находятся в РФ и Польше, существует риск иного подхода.

Обоснование:

Указом с момента его официального опубликования — 08.08.2023 — приостановлено действие отдельных положений ряда международных договоров РФ по вопросам налогообложения, включая статьи 4-20 и 22 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 22.05.1992 (далее — СИДН).

Правовым последствием Указа для сторон являлось то, что, если услуги польского перевозчика могли быть квалифицированы для целей СИДН как международная перевозка, то с 08.08.2023 к таким услугам не подлежало правило СИДН о том, что доход от таких услуг облагается налогом только в государстве по постоянному местопребыванию исполнителя.

Как следствие, с 08.08.2023 доход польского перевозчика от выполнения международной перевозки подлежал обложению налогом в РФ по общим правилам главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Однако Законом общие правила исчисления налога на доход иностранных организаций были дополнены специальным исключением — подпунктом 11 пункта 2 статьи 310 НК РФ. Из него применительно к услугам международной перевозки следует, что исчисление и удержание суммы налога с дохода, указанного в пункте 1 статьи 309 НК РФ, выплачиваемого иностранной организации, НЕ производятся налоговым агентом в случае выплаты дохода, который не облагался налогом в РФ согласно международному договору РФ до дня принятия Указа, и который выплачивается иностранной организации, расположенной на территории иностранного государства, действие международного договора РФ с которым приостановлено Указом.

Необходимыми условиями для применения указанного исключения являются:

  • доход от международной перевозки получен по договору, заключенному с иностранной организацией до дня принятия Указа (т.е. до 08.08.2023);
  • иностранная организация представила российской организации подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым РФ имеет международный договор по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства:
  • иностранная организация представила российской организации подтверждение того, что она имеет фактическое право на соответствующий доход.
При этом Законом определено, что данное исключение применяется по 31.12.2025 включительно в отношении доходов, выплаченных налоговым агентом начиная с 08.08.2023.

Приведенные правила означают, что с 08.08.2023 по 31.12.2025 включительно российский заказчик услуг у польского перевозчика не должен исчислять и удерживать налог с выплачиваемого дохода от международной перевозки по договору, заключенному в июле 2023 года, если стороны не являются взаимозависимыми лицами, и перевозчик предоставил подтверждение постоянного местопребывания в Польше и фактического права на доход по договору.

Вместе с тем, обращаем внимание на то, что СИДН между РФ и Польшей определяет «международную перевозку» уже, чем подпункт 8 пункта 1 статьи 309 НК РФ: в отличие от НК РФ, который признает «международной перевозкой» любую перевозку, кроме случаев, когда перевозка осуществляется между пунктами, находящимися за пределами РФ, СИДН признает «международной» перевозку исключительно между пунктами, расположенными на территории различных договаривающихся государств (т.е. исключительно из России в Польшу или наоборот).

Следовательно, доход польского перевозчика от перевозки, пункты отправления и / или назначения которой не находятся в РФ и Польше, может отвечать определению «международной перевозки» в НК РФ, но не соответствовать определению по СИДН. Это, на наш взгляд, создает риск «узкого» толкования подпункта 11 пункта 2 статьи 310 НК РФ таким образом, что предусмотренное им исключение распространяется на доходы от международных перевозок именно в понимании соответствующего СИДН, а не НК РФ. Согласно такой позиции, доход от подобных перевозок будет подлежать обложению налогом в РФ как доход от международной перевозки (в смысле подпункта 8 пункта 1 статьи 309 НК РФ) по налоговой ставке 10% (подпункт 2 пункта 2 статьи 284, абзац 5 пункта 1 статьи 310 НК РФ) без учета приостановленных Указом положений СИДН и исключения в виде подпункта 11 пункта 2 статьи 310 НК РФ.

Хотите получить ответ на свой вопрос с полным правовым обоснованием? Закажите индивидуальную консультацию по абонементу «Хочу все знать». А для блиц-ответов — подписка «В курсе дела».

Мы на вашей стороне!
В нашей компании работают 100% только штатные специалисты. Мы не передаем никакие данные третьим лицам и не пытаемся подставить бухгалтера. Находим резервы и даем рекомендации по устранению ошибок.
Получить консультацию эксперта
АУДИТ СЕГОДНЯ — ЭТО ВАША УВЕРЕННОСТЬ И СТРАХОВКА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ЗА ОШИБКИ ЗАВТРА
Узнать цену за 1 минуту
Наверх