Содержание
Количество выездных проверок
ФНС на своем официальном сайте ежеквартально публикует отчет по ф.№ 2-НК с интересной информацией о налоговых проверках бизнеса. Проанализировав который можно сделать важные выводы о реальной картине налогового контроля как в целом по РФ, так и по отдельным ее субъектам.
2025 год
Количество выездных налоговых проверок организаций за 9 месяцев 2025 года увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. В целом по РФ на 20%, по Москве на 45%. Так, в РФ была проведена 3841 проверка, из них 3768 завершились доначислениями, в Москве 1356, с доначислениями - 1323 проверки. Результативность выездных проверок организаций в РФ и Москве составила 98 %.
Итоги-2024
В 2024 году в целом по РФ проведено 4495 выездных проверок организаций, из них результативных — 4397. Исходя из общей картины по РФ за 2023-2024 компании проверяли реже. Так, в 2023 году в рамках выездных проверок было проверено 4966 компаний-налогоплательщиков (по данным уточненного отчета ФНС за 2023 год), т.е. на 10 % больше 2024 года. При этом результативность «выездного контроля» сохраняется на высоком уровне — 98% проверок результативны, т.е. с доначислениями.
В Москве количество выездных проверок компаний увеличилось по сравнению с 2023 годом на 20 % (1359-в 2024 году, 1132- в 2023 году). Из 1359 проверенных московских компаний −1318 получили доначисления. Результативность проверок сохраняется на высоком уровне — 97%.
Снижение количества выездных проверок компаний по итогам 2024 года в целом по России вовсе не означает, что бизнес стали меньше контролировать. Тем более, что в 2025 году отмечается явный рост выездных проверок организаций. Другие показатели отчета ФНС также свидетельствуют, что расслабляться налогоплательщикам точно не стоит.
Доначисления по результатам выездных проверок
Средний чек по итогам выездных налоговых проверок организаций продолжает расти. За 9 месяцев 2025 года его размер достиг в целом по РФ 80 млн руб., по Москве - 107 млн. руб.
Напомним, что средняя сумма дополнительно начисленных налогов на одну результативную выездную проверку организаций по России за 2024 год составила 65 млн руб.
По «столичным» компаниям средние доначисленные суммы налогов в 2024 году достигли 101 млн руб.
Как видим, «аппетиты» в рамках проверок только растут, и картина о послаблении налогового контроля пока не складывается.
Автоматизированные системы ФНС, и инспекторы «охотятся» за налоговыми «схемами» и ошибками бизнеса и в 2025 году эта работа ведется очень активно. Рост поступлений налогов в бюджет обеспечивается не только за счет налоговых проверок, с этой задачей прекрасно справляются и «внепроверочные» мероприятия налогового контроля.
«Внепроверочные» показатели
Явно заметен тренд на пополнение бюджета в рамках аналитической работы налоговых органов - за счет «добровольных» доплат компаниями сумм налогов (особенно НДС) после визита в инспекцию «на разговор», после получения информационных писем о необходимости уточнить налоговые обязательства.
ФНС аналитика свидетельствует, что в 2025 году 57% поступлений в бюджет от общей контрольно-аналитической работы налоговых органов – это «добровольные» доплаты бизнеса. Часто это связано с опасением назначения выездных проверок и доначислений, неуверенностью в налоговом порядке и отсутствию налоговых ошибок у компании. По итогам налоговых проверок поступило - 43%.
Часто доплаты связаны с опасением назначения выездных проверок и доначислений, неуверенностью в налоговом порядке и отсутствию налоговых ошибок у компании.
Итак, даже без назначения выездной проверки, при нарушении налогового законодательства, наличии налоговых ошибок, недосмотра и упущений, отсутствия документальных доказательств расходов, вычетов и пр. можно легко «добровольно» пополнить бюджет на несколько миллионов из-за проблемных контрагентов, сомнительной структуры бизнеса, налоговых ошибок.
Влияние проверок на бизнес
Счетная палата РФ ещё в 2023 году проанализировала эффективность выездных налоговых проверок ФНС и среди прочего отметила, что при сравнении показателей деятельности проверенных компаний и тех, которые не попали под проверки, полученные результаты показали существенную разницу по основным финансовым показателями. И это позволяет сделать вывод о влиянии выездных налоговых проверок на деятельность проверяемых компаний и их финансовые показатели. Так, например, показатели выручки компаний, проверенных в рамках выездных налоговых проверок, ниже, чем у непроверенных в среднем на 3-30%. Причем, начиная с 2020 года выездные проверки стали негативно отражаться на финансовых показателях не только малого и среднего бизнеса, но и крупного.
Дефицит бюджета
Одним из основных источников пополнения бюджета являются налоги. При этом, по Минфина, бюджет сохраняет положение «дифицитности». Федеральный бюджет на 1 октября 2025 года исполнен с дефицитом 3,5 трлн руб. или 2,3% ВВП (к уровню ВВП за 9 месяцев).
Деньги бюджету однозначно нужны и послаблений в части налогового контроля очевидно не ожидается. Налоговые схемы и налоговые ошибки бизнеса вряд ли останутся незамеченными. Практика ни раз доказала, что успешную статистику ФНС пополняют те компании, которые пренебрегают профилактикой налоговых рисков.
За налоговые ошибки и упущения не только отвечают финансово сами компании, но и их руководители, собственники и даже главные бухгалтеры.
Персональная ответственность за налоги бизнеса
Растет и риск привлечения к «субсидиарке» за долги компаний.
«Средний чек» субсидиарной ответственности в 2025 году составил 88 млн руб., за 2024 год — 81 млн руб. (по данным Федресурса).
Важно помнить, что «прохладное» отношение к налоговой безопасности бизнеса ведет не только к финансовым рискам компании, но и персональным рискам должностных лиц, отвечающих за сохранность активов и ведение учета, отчетности. Причем руководитель является самым уязвимым лицом в части персональных рисков из-за налоговых ошибок компании. Т.к. именно он часто становится фигурантом уголовного дела, привлекается к субсидиарной ответственности за неуплату налогов компанией. А еще собственники бизнеса могут легко взыскать с руководителя налоговые доначисления или невозмещенный НДС. Таких примеров на практике, увы, и их количество с каждым готом только растет.
Пример 1.
Налоговые долги компании в 30 млн руб. взыскали с руководителя в рамках «субсидиарки». Сделки с сомнительными контрагентами повлекли налоговые доначисления, а затем и личные финансовые потери руководителя (Постановление АС СЗО от 10.11.2025 года по делу № А44-6173/2023).
Пример 2.
Налоговые доначисления и перевод бизнеса стали основанием «субсидиарки» руководителей в 122 млн руб. Сделки с сомнительными контрагентами 2018 года стали причиной налоговых доначислений организации в 2020 году и субсидиарной ответственности ее руководителей в 2025 году (Постановление АС Московского округа 08.10.2025 года по делу № А40-243795/2021).
Пример 3.
Налоговые доначисления за сделки с сомнительными контрагентами стали основанием доначислений и личных финансовых потерь руководителя компании в рамках субсидиарной ответственности. 74 млн руб. налоговых долгов компании заплатит ее бывший руководитель (Постановление АС ЗСО от 15.10.2025 года по делу № А75-20086/2022).
Пример 4.
Сделки с сомнительными контрагентами 2017 года стали причиной налоговых доначислений, а в 2025 году обернулись субсидиарной ответственностью для бывших руководителей компании-должника (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 02.10.2025 года по делу № А70-6211/2021)..
Пример 5.
Применение схемы фиктивного дробления единого бизнеса обернулось для компании налоговыми доначислениями, двойными штрафами и личными финансовыми потерями ее руководителя и учредителей (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.06.2025 года по делу № А45-1730/2023).
Также не стоит забывать и о уголовных рисках из-за неуплаты налогов бизнеса. Риск уголовной ответственности руководителя по ст. 199 УК РФ возникает уже начинания с неуплаты налогов в размере 18,75 млн руб. за 3 финансовых года подряд. Так, фигурантами уголовного дела стали руководитель и главбух за неуплату компанией налогов всего лишь на сумму 82 млн руб. (приговор Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 28.02.2022 года по делу № 1-10/2022).
В другом жизненном кейсе — за уклонение от уплаты НДС в размере 75 млн руб., путем включения в налоговые декларации заведомо ложных сведений о величине налоговых вычетов, руководителя компании привлекли к уголовной ответственности по ч.2 ст. 199 УК РФ (приговор Измайловского районного суда города Москвы от 15.10.2024 года по делу № 01-0549/2024).
Забота о налоговой безопасности компании (своевременное выявление налоговых ошибок, упущений и их исправление) — это в том числе и защита руководителя, а также бухгалтера от имущественных потерь и уголовного преследования за неуплату налогов.
Выбор есть всегда
Охота за миллионными доначислениями продолжается, поэтому многие предпочитают «играть» на опережение, чтобы сберечь деньги компании и защитить себя.
Выбор всегда остается за вами! Пополнять и без того успешную статистику налоговых и правоохранительных органов или обеспечить себе и бизнесу безопасность, своевременно выявив и исправив налоговые ошибки и «упущения» (до того, как это сделает налоговый орган).
Не удивительно, что все больше компаний стремятся избежать отмеченные риски, в т.ч. с помощью аудиторских проверок. Так, согласно данным опроса клиентов АКГ «Правовест Аудит», большая часть руководителей проводит аудит для профессионального «взгляда со стороны», чтобы понять все ли в порядке с налогами компании.
Особой популярностью вот уже несколько лет пользуется с углубленной проверкой налогов и от налоговых претензий.
Именно бизнеса позволяет своевременно выявлять налоговые упущения и ошибки, ведущие к доначислениям и личным рискам в виде уголовной и субсидиарной ответственности. А также позволяет выявлять финансовые резервы компании для ее роста.
| Август 2025 | Вид аудита | Итого | |
|---|---|---|---|
| Комплексный Аудит | Финансовый Аудит | ||
| 10 проверок | 20 проверки | 30 проверок | |
| Искажения бухгалтерской отчётности | 348 580 000 | 358 983 000 | 707 563 000 |
| Налоговые риски | 246 401 000 | 27 524 000 | 273 925 000 |
| Выявленные резервы | 1 836 000 | 174 000 | 2 010 000 |
| Средняя сумма на 1 проверку, руб. | |||
| Искажения отчётности | 34 858 000 | 17 949 150 | х |
| Налоговые риски | 24 640 100 | 1 376 200 | х |
| Выявленные резервы | 183 600 | 8 700 | х |
Кстати, аудиторское заключение может пригодиться руководителю (при необходимости) для подтверждения важных фактов:
- руководитель предпринял все необходимые действия для минимизации убытков участников (собственников компании). Важно, например, в ситуации с разрешением вопроса о привлечении руководителя к материальной ответственности, в т.ч. по возмещению собственникам убытков в виде штрафов по налогам или ошибок в бухучете, приведшим к убыткам участников;
- отчетность компании достоверна и это подтверждается аудиторским заключением, т.е. ей не грозило банкротство и права кредиторов не были нарушены. Пригодится, например, при решении вопроса о привлечении руководителя к субсидиарной ответственности.
Также по итогам аудита АКГ «Правовест Аудит» выдает не только аудиторское заключение и расширенные юридические и финансовые гарантии бизнесу, но и сертификат руководителю, главному бухгалтеру, финансовому директору о прохождении аудита. С учетом растущих рисков рекомендуем хранить его в личном портфолио, что будет подтверждать квалификацию и соблюдение законодательства в части ведения достоверного учета и отчетности.
Аудит в Правовест Аудит в 100 раз снижает бизнеса и ваши, помогает найти новые финансовые , дает вам уверенность и защиту.

Важно отметить, что аудит за 2025 не будет прежним, поскольку продолжает ужесточаться контроль за аудиторской деятельностью от внешних регуляторов - СРО, Казначейства, ЦБ. Это напрямую влияет на рост требований, предъявляемых аудиторами к клиентам, и увеличивает риски получения модифицированного аудиторского заключения.
Для снижения рисков - проводите аудит в два этапа и начинайте аудит-2025 уже сейчас
Успейте составить отчетность по-новому, защитить себя от ошибок и рисков.