Наши юристы оспорили более 150 млн по акту налоговой проверки клиента на стадии возражений

09 февраля 2022

Крупному дистрибьютору телекоммуникационного оборудования по итогам выездной налоговой проверки был вручен акт на 203 млн руб. налогов к доплате (не считая пени и штрафов). По утверждению налоговой инспекции, три поставщика проверенного налогоплательщика — это «технические компании». Они не могли в действительности поставлять ему товары, так как не имели признаков реальных хозяйствующих субъектов. В связи с этим в акте предлагалось отказать покупателю в учете для целей налогообложения как стоимости покупных товаров, так и соответствующих вычетов по НДС. Для урегулирования возникшего спора компанией-покупателем были привлечены налоговые юристы АКГ"Правовест Аудит".

Клиент
  • Оптовая торговля
Проект
  • Подготовка возражений по акту налоговой проверки
  • Стоимость: 800 тыс. руб.
Результат
  • Доначисление налога на прибыль организаций и НДС уменьшено с 203 млн руб. до 53 млн руб.
  • Клиент сэкономил более 150 млн руб.

Ситуация

Установив, что спорные поставщики проверенного налогоплательщика не имели штата работников и основных средств, отсутствовали по адресам места нахождения, осуществляли и признавали в налоговом учете операции с такими же «техническими компаниями», инспекция посчитала указанные обстоятельства достаточными для вывода о нереальном характере поставок и отказа в их налоговом учете полностью.

Налоговые инспекторы руководствовались разъяснениями ФНС России о порядке применения статьи 54.1 НК РФ, изложенными в письме от 31.10.2017 №ЕД-4-9/22123@. Согласно позиции контрольного ведомства, приведенной в этом документе, не могли признаваться в налоговом учете нереальные сделки (операции), в отношении которых налоговым органом доказана невозможность их исполнения лицом, обязанным по договору.

Выводы и предложения налоговой инспекции формулировались в акте проверки незадолго до опубликования письма ФНС России от 10.03.2021 №БВ-4-7/3060@, в котором, наконец-то, было признано, что для целей статьи 54.1 НК РФ реальность хозяйственной операции должна оцениваться на основе факта получения исполнения по сделке, а не способности контрагента лично исполнять принятые на себя обязательства. Новые разъяснения ФНС России, появившиеся к моменту рассмотрения материалов проверки, хотя и устранили ошибочный подход к оценке реальности сделок, не сняли проблему определения размера дополнительной налоговой обязанности лица, вступившего в договорные отношения с "технической компанией, которую предстояло решить в данном споре. Кроме того, фактические обстоятельства дела позволяли надеяться на изменение позиции налогового органа в части оценки поставщиков клиента как "технических компаний.

Вадим Чимидов
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель направления налоговой практики и арбитражных споров

Решение

Несмотря на приведенные в акте налоговой проверки обычные доводы в пользу несостоятельности спорных поставщиков как реальных хозяйствующих субъектов налоговым юристам на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки удалось убедить начальника инспекции в ошибочности такой оценки как минимум двух контрагентов.

В частности, было обращено внимание на то, что одна из организаций состоит на учете в той же инспекции, что и проверенный налогоплательщик; причем в акте имелись сведения о проведенной в ее отношении выездной налоговой проверке за тот же период, что и в отношении клиента «Правовест Аудит». Результатом той налоговой проверки стало исчисление налогов к доплате в связи с отказом в налоговых вычетах так же по сделкам с «техническими компаниями», что свидетельствовало о признании самой же инспекцией за данным налогоплательщиком надлежащей правосубъектности, т.е. способности иметь и осуществлять права и обязанности.

Ошибка налогового органа в оценке другого поставщика как «технической компании» крылась, по мнению налоговых юристов, в том, что в проверенном периоде клиент являлся для него не только покупателем, но и поставщиком; однако в отличие от покупок налоговый учет операций по реализации товаров спорному контрагенту инспекцией пересмотрен не был.

За давностью лет и в силу незначительности объемов поставок клиент не смог пояснять обстоятельства заключения и исполнения сделки с третьим спорным поставщиком, поэтому счел допустимым принять на себя часть налогового бремени, приходящуюся на торговую наценку «проблемного» поставщика. При этом в основу контррасчета были положены сведения о задекларированной таможенной стоимости товаров, импортированных в РФ и реализованных после этого проверенному налогоплательщику.

Результат

По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки инспекция согласилась с тем, что повела себя непоследовательно в оценке двух поставщиков как «технических компаний», поэтому сняла претензии к клиенту «Правовест Аудит» в этой части полностью. В свете новых разъяснений ФНС России позиция налогового органа в отношении третьего контрагента также поменялась — в связи с установленными фактами движения товаров по цепочке продавцов (от импортера до проверенного налогоплательщика) в качестве необоснованной налоговой выгоды были вменены к доплате налоги только в части выявленной наценки «технических компаний».

При стоимости услуг налоговых юристов 800 тыс. руб. клиент сэкономил 150 млн руб.

Доначисления по акту налоговой проверки были снижены на стадии возражений (до принятия решения) в четыре раза.

Услуги налоговых юристов окупились в 187,5 раз.

Рассчитать стоимость аудита
29 сен
11:00
«Летние» изменения НК РФ для «осенней» отчетности
Бесплатный вебинар
Записаться