Порядок списания со склада испорченного товара

22 ноября 2022

В каком порядке подлежит списанию в бухгалтерском учёте стоимость товара, пришедшего в негодность в результате какого-либо происшествия на складе?


Отвечает Сергей Егоров,
ведущий эксперт-консультант по налогообложению и бухучёту «Правовест Аудит»

Законодательство о бухгалтерском учёте устанавливает для организаций обязанность по проведению инвентаризации в случае порчи имущества (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Инвентаризация проводится в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49). По итогам инвентаризации составляются документы по унифицированным формам (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88), или по формам, разработанным самой организацией (ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Порядок бухгалтерского учёта материально-производственных запасов регламентирован положениями ФСБУ 5/2019 «Запасы». Запасы списываются при их выбытии в случаях, отличных от продажи, а также при возникновении обстоятельств, в связи с которыми организация не ожидает поступления экономических выгод от использования запасов (подп. «б» и «в» п. 41 ФСБУ 5/2019). Балансовая стоимость испорченных товаров списывается в состав прочих расходов в отчётном периоде, когда произошло выявление данного факта в ходе инвентаризации (подп. «б» п. 43 ФСБУ 5/2019, п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) в бухгалтерском учёте проводятся записи: Дт 91.02 Кт 41 — стоимость испорченных товаров включена в состав прочих расходов на основании результатов инвентаризации, приказа руководителя, акта на списание.

Важно обеспечить надлежащее документирование произошедшей порчи товара на складе, уделив внимание составлению акта утилизации. Акт подтверждает факт того, что испорченный товар был уничтожен, а не передан третьим лицам (например, на безвозмездной основе). Отсутствие подтверждения утилизации испорченного товара может повлечь начисление на его стоимость НДС, а также отказ в учёте в составе расходов стоимости данного товара (он будут классифицироваться налоговыми органами как переданный безвозмездно).

При утилизации испорченного товара силами самой организации в целях снижения налогового риска целесообразно составить приказ руководителя об утилизации товара силами организации, с назначением ответственных лиц. Это распоряжение можно включить в приказ на списание товаров. По результатам такой утилизации ответственные лица составляют соответствующий акт в свободной форме.

Продолжение следует: далее разберемся с рисками доначисления НДС в случае, если товар пришел в негодность. Следите за публикациями.

Хотите получить ответ на свой вопрос с полным правовым обоснованием? Закажите индивидуальную консультацию по абонементу «Хочу все знать». А для блиц-ответов — подписка «В курсе дела».

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Рассчитать стоимость аудита
23 апр
11:00
Предоставление и оплата отпуска в 2024 году: простые «непростые» ситуации
Круглый стол (Online-формат)
Записаться
Наверх