Предлагают обновить Налоговый кодекс

25 апреля 2023

Законопроект № 343435-8

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий внесение ряда изменений в обе части НК РФ. Отметим некоторые из них.

Налоговое администрирование

  • предлагается наделить ФНС полномочиями по определению особенностей учета крупнейших налогоплательщиков, в т.ч. установление критериев отнесения лиц к категории крупнейших налогоплательщиков;
  • предлагается установить основания для учета в налоговых органах иностранных граждан, получающих доходы от вкладов в российских банках, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 % годовых, и по счетам эскроу.

Досудебное урегулирование споров

Предлагается распространить внесудебный порядок обжалования на споры имущественного характера, возникающие в результате реализации актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц.

В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что по статистике, досудебный порядок обжалования является эффективным, так как 90% споров разрешаются на этом этапе, доля последующего судебного обжалования не превышает 10%.

Обращено внимание на существенную разницу в сроках разрешения споров в судебном порядке (спор может длиться от 7,5 месяцев до 3,5 лет, а в отдельных случаях и дольше), и внесудебном порядке (15 дней).

Развитие электронного документооборота в налоговой сфере

  • предлагается установить возможность использования личного кабинета налогоплательщика индивидуальным предпринимателям;
  • планируется внедрение возможности уведомления налогоплательщиком налогового органа о наделении отдельного лица полномочиями представителя налогоплательщика до вступления в налоговые правоотношения, что позволит отказаться от регулярного подтверждения уполномоченным представителем своих прав на представление интересов налогоплательщика.

Совершенствование налогового мониторинга

  • предлагается уточнение полномочий ФНС по определению форм, форматов, порядков направления документов, используемых при налоговом мониторинге (например, запроса о предоставлении мотивированного мнения налогового органа, отзыва указанного запроса);
  • рассматривается установление возможности возмещения НДС и акцизов участникам налогового мониторинга в общем порядке (в случае отказа от заявительного порядка);
  • предлагается уточнение порядка предоставления доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение участника налогового мониторинга для осуществления осмотра в рамках проведения налогового мониторинга.

Экстерриториальность

Предлагается изменить отдельных положений НК РФ для реализации полномочий налоговых органов, с учетом экстерриториального принципа, в части исключения указаний на конкретные налоговые органы при регулировании порядка взыскания обязательных платежей, истребования документов (информации), что необходимо для оптимизации рабочих процессов налоговых органов.

Электронная банковская гарантия

Одним из условий для применения возмещения НДС, акцизов является предоставление налогоплательщиком вместе с декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующей банковской гарантии. Для повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий при таком возмещении предлагается внедрение института электронной банковской гарантии, которая будет поступать в налоговые органы непосредственно от гарантов, что позволит сократить временные и финансовые затраты налогоплательщиков, гарантов и налоговых органов, обеспечит быструю и прозрачную логистику, сократит время возмещения сумм налогов.

Налоговые агенты

  • предлагается усилить ответственность налогового агента за непредставление налоговому органу налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, уточнения обязанности налогового агента по уплате налога в случае выплаты дохода в адрес иностранной организации;
  • планируется скорректировать существующий механизм пересчета суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, в валюту РФ, установив в качестве момента, когда налоговые агенты обязаны осуществить пересчет по официальному курсу ЦБ РФ как дату выплаты дохода. В настоящий момент налоговые агенты осуществляют пересчет на дату уплаты налога, что приводит к возникновению сложностей как у налоговых агентов, например, при проведении операции на следующий банковский день, так и у налоговых органов при отражении обязательств по перечислению налога по результатам мероприятий налогового контроля.

Налог на добавленную стоимость

  • предлагается освободить от НДС услуги застройщика, оказываемые на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ, согласно которому объектом долевого строительства являются нежилые помещения (в том числе гаражи и машино-места) в многоквартирном жилом доме;
  • планируется отменить освобождение от НДС услуг застройщика, оказываемых при строительстве помещений, предназначенных для временного проживания (без права на постоянную регистрацию), на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ;
  • предлагается увеличить со 100 до 300 руб. лимит расходов на приобретение или создание единицы товаров (работ, услуг), передаваемых в рекламных целях, и освобождаемых от НДС;
  • планируется установить особенности уплаты НДС при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления права ограниченного пользования земельным участком (сервитута), согласно которому НДС исчисляет и уплачивает в бюджет покупатель (получатель) таких прав.

Налог на прибыль организаций

  • в связи с тем, что региональный инвестиционный проект не может быть направлен на производство подакцизных товаров, предлагается установить соответствующие исключения для участников региональных инвестиционных проектов;
  • предлагается продлить до 2030 года 50-% ограничение по учету в текущем налоговом периоде убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах;
  • предлагается предусмотреть правила формирования налоговой стоимости имущества (имущественных прав) в случае, когда получение этого имущества (имущественных прав) приводило к признанию внереализационных доходов, при этом налогоплательщиком расходы не осуществлялись при их получении. А также порядок налогового учета амортизируемого имущества при прекращении его использования для деятельности организации, при отсутствии факта его фактической ликвидации или реализации, с целью возможности учета его остаточной стоимости, рассчитанной на момент прекращения использования;
  • предлагается предусмотреть открытый перечень видов договоров страхования, по которым будут учитываться расходы для целей налогообложения.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Расчет стоимости аудита
26 ноя
11:00
Налоговый контроль и безопасность 2024−2025: инструкция для бизнеса
Круглый-стол (online)
Записаться
Наверх