Счетная палата оценила эффективность выездных налоговых проверок

02 марта 2023

Официальный сайт Счетной палаты

Счетная палата по итогам анализа организации и проведения выездных налоговых проверок (ВНП) в 2019 — 2021 годах пришла к следующим выводам:

1.Предпроверочный анализ (ППА):

  • нормативное регулирование процедуры ППА осуществляется внутриведомственными документами ФНС и налогоплательщики не располагают информацией об основаниях, в соответствии с которыми у них запрашивают дополнительные сведения или пояснения вне рамок проведения мероприятий налогового контроля;
  • отсутствует обязанность налоговых органов информировать налогоплательщиков, отобранных для включения в план ВНП, о выявленных рисках и проведении в отношении них ППА. Что лишает возможности налогоплательщиков давать пояснения по установленным признакам нарушений налогового законодательства и/или добровольного уточнения налоговых обязательств без назначения ВНП;
  • отсутствие регламентирующих документов осуществления налоговыми органами мониторинга результативности ППА по итогам ВНП привело к отсутствию единообразного подхода к их проведению. Выявлены значительные расхождения между планируемыми показателями по итогам предпроверочного анализа и фактическими результатами выездных проверок. Так, в 62 % случаев результаты предпроверочного анализа были выше результатов ВНП, в 35 % случаев — ниже и только в 0,5 % случаев они были сопоставимы. При этом по данным ФНС в АИС «Налог-3» подготовлен технологический процесс «Мониторинг качества ВНП» (проходит тестирование), в котором предусмотрено сопоставление суммы предполагаемых доначислений по ППА и суммы фактически выявленных нарушений;
  • в ходе «предпроверки» запрашивается большой объем документов, что создает дополнительную административную нагрузку на бизнес. Например, в ходе подготовки к проведению 500 ВНП, было направлено почти 10 тыс. требований о предоставлении более 124 тыс. документов. Из них более 86 % требований было направлено контрагентам налогоплательщиков. При этом в 45,2 % случаев налогоплательщики по результатам предпроверочного анализа не включаются в план ВНП по причине неподтверждения рисков, на основании которых они отобраны.

2.Влияние проверок на бизнес

При сравнении показателей деятельности проверенных организаций и тех, которые не попали под проверки, полученные результаты показали существенную разницу по основным финансовым показателями, что позволяет сделать вывод о влиянии выездных налоговых проверок на деятельность проверяемых компаний и их финансовые показатели. Так, например, показатели выручки компаний, проверенных в рамках выездных налоговых проверок, ниже, чем у непроверенных (на 3-30%).

3. Выемка в рамках допмероприятий

Прямая норма, предусматривающая проведение выемки в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, в НК РФ отсутствует. При этом по данной категории споров сформирована судебная практика, согласно которой признается обоснованным и правомерным производство выемки в целях проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, экспертизы. Поэтому нормативное закрепление выемки документов и предметов в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля исключит основания для налоговых споров по данному вопросу и снизит нагрузку на судебную систему РФ. Предложено подготовить предложения о внесении изменений в п. 6 ст. 101 НК РФ, предусматривающих отнесение выемки документов к дополнительным мероприятиям налогового контроля (срок реализации — 1 июля 2023 года).

4.Продолжительность ВНП растет

По данным ФНС, причинами нарушения сроков являются как нагрузка на сотрудников выездного блока налоговых органов, так и необходимость сбора доказательственной базы по статье 54.1 НК РФ, применение налоговыми органами «реконструкции» (расчета реальных налоговых обязательств налогоплательщика). При этом нарушение процессуальных сроков при проведении мероприятий налогового контроля не является существенным нарушением, влекущим отмену решения налогового органа, принимаемого по результатам проведения налоговой проверки. Начиная с 2018 года прослеживается рост средней продолжительности ВНП организаций на 0,5 % (с 217 дней в 2018 году до 218 дней в 2021 году).

5. Налоговые споры в судах

По результатам судебного урегулирования налоговых споров в пользу налоговых органов удовлетворяется около 80 % требований.

6. Уплата доначисленных сумм. Рассрочка

Только 37,2 % от общей суммы доначислений по результатам ВНП поступает вследствие добровольной уплаты. Рассрочки в связи с отсутствием возможности единовременной уплаты доначисленных сумм по результатам ВНП среди налогоплательщиков невостребованы, т.е. не являются эффективной мерой для поддержания платежеспособности и финансовой устойчивости налогоплательщиков.

Данный отчет Счетной палаты в очередной раз подчеркивает серьезность финансовой опасности назначения выездных налоговых проверок для организаций, поскольку размер доначислений существенно влияет на их основные финансовые показатели и может привести к банкротству, а это уже ведет к персональным финансовым рискам руководителей и бухгалтеров компаний (субсидиарная ответственность за налоговые долги компании). Берегите бизнес и себя, заранее выявляйте налоговые риски и принимайте меры по их снижению. Тем более, что есть возможность сделать это на высокопрофессиональном уровне с гарантией и страховкой!

26 ноя
11:00
Налоговый контроль и безопасность 2024−2025: инструкция для бизнеса
Круглый-стол (online)
Записаться
Наверх