Учетная политика — 2020

02 апреля 2020

Начался новый финансовый год и организации должны были проанализировать применяемую учетную политику и при необходимости внести в нее изменения или дополнения. В материале рассмотрим нововведения в законодательстве на 2020 год, которые коснулись учетной политики.

Цели учетной политики организации

Формируя учетную политику для бухгалтерского учета и в целях налогообложения, бухгалтеру важно понимать, что для корректного отражения хозяйственных операций в бухучете и отчетности не всегда можно следовать правилам налогового учета.

Целью налоговой политики является правильный расчет налоговой базы и самих налогов. Бухгалтерский же учет, основываясь на положениях учетной политики, позволяет пользователям бухгалтерской отчетности получить данные, на основе которых будут приниматься соответствующие управленческие решения.

Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, должны применяться последовательно из года в год, однако ежегодно, и на 2020 год, они подлежат актуализации в связи с вносимыми нововведениями.

Что нового в бухучете в 2020 году

Напоминаем, в соответствие с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» изменение учетной политики может производиться при:

  1. изменении требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;
  2. разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета;
  3. существенном изменении условий деятельности организации.

Бухгалтерский учет в 2020 году ожидают преобразования, т.к. с отчетности за 2020 год компании будут применять измененные ПБУ 16/02, 18/02, 13/2000. Причем изменения в ПБУ 18/02 и 16/02 не предусматривают выбор способа ведения бухучета, поэтому изменения в УП с началом их применения вносить не требуется, нужно лишь уточнить некоторые способы учета. А вот изменения ПБУ 13/2000 требуют от организации выбрать некоторые элементы учета госпомощи, поэтому свой выбор следует отразить в УП.

Кроме того, начиная с отчетности за 2022 год, будет обязателен к применению новый ФСБУ 25/2018. Если ваша организация решит начать применять его досрочно, следует дополнить свою учетную политику.

Рассмотрим ниже, какие дополнения/уточнения нужно внести в учетную политику-2020.

Изменения в ПБУ 18/02

Чтобы сблизить российский бухучет с правилами МСФО и, в частности, учет налоговых обязательств и их объектов с МСФО «Налоги на прибыль» (IAS 12) в Положение «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02) внесены изменения.

Компании обязаны применять изменения ПБУ 18/02 с бухгалтерской отчетности за 2020 год (п. 2 приказа Минфина РФ от 20.11.2018 № 236н).

В Положении 18/02 уточнили ряд норм и терминов, например:

  • «постоянное налоговое обязательство (актив)» заменили термином «постоянный налоговый расход (доход)»;
  • дополнили не только само определение «временные разницы», но и изменили перечень ситуаций, при которых они образуются;
  • уточнили понятие «текущий налог на прибыль» (ТНП);

Согласно п. 22 ПБУ 18/02 способ определения текущего налога на прибыль следует закрепить в учетной политике.

  • ввели показатель «расход (доход) по налогу на прибыль» — сумма налога на прибыль, отраженная в отчете о финансовых результатах, которая при расчете чистой прибыли/убытка за отчетный период уменьшает/увеличивает прибыль/убыток до налогообложения;
  • привели практический пример, как определить расход по налогу на прибыль и показатели, связанные с ним;
  • изменили состав показателей, подлежащих раскрытию в отчете о финансовых результатах;
  • уточнили информацию, включаемую в пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах, о связанных с налогом на прибыль показателях;
  • для участников консолидированной группы налогоплательщиков разъяснили порядок применения положений ПБУ 18/02.
Видеокурс:
«Изменения ПБУ 18/02 „Учет расчетов по налогу на прибыль организаций 2020 г.“ применяем на практике» Ирины Лихникевич
Смотреть

Изменения в ПБУ 16/02

Аналогично цели изменения Положения 18/02 российские правила раскрытия информации о прекращаемой деятельности, закрепленные ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», привели в соответствие с международным стандартом IFRS 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

Организации обязаны применять изменения ПБУ 16/02 с бухгалтерской отчетности за 2020 год (п. 2 приказа Минфина РФ от 05.04.2019 № 54н).

Если принято решение о досрочном применении новых положений ПБУ 16/02 (на основании п. 2 приказа Минфина РФ от 05.04.2019 № 54н), следует отразить это в отчетности за 2019 год.

Рассмотрим, что изменилось в ПБУ 16/02:

  • уточнили определение «информация по прекращаемой деятельности» и порядок раскрытия этой информации в бухгалтерской отчетности;
  • термин «резерв» заменили на «оценочное обязательство»;

Напомним, понятие оценочного обязательства и порядок его признания в отчетности закреплены в ПБУ 8/2010, утв. приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н.

  • ввели новый вид активов — долгосрочные активы к продаже, их порядок учета, оценки и раскрытия в отчетности.

Изменения в ПБУ 13/2000

Как и рассмотренные выше Положения 18/02 и 16/02, изменения ПБУ 13/2000 также своей целью преследуют сблизить практику учета государственной помощи, формируемую по стандартам российского законодательства с международными правилами. В частности, это приведение Положения «Учет государственной помощи» (13/2000) в соответствие с МСФО «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» (IAS) 20.

Согласно п. 2 приказа Минфина РФ от 04.12.2018 № 248н вносимые в ПБУ 13/2000 изменения организации обязаны применять с отчетности за 2020 год. Свое досрочное, т.е. с 2019 года, применение этих норм надо раскрыть в пояснениях к отчетности за 2019 год.

Внесенные изменения в Положение 13/2000 предусматривают варианты учета государственной помощи, поэтому их выбор будет элементом учетной политики организации.

На что нужно обратить внимание и что учесть в своей деятельности организациям, получающим государственную помощь:

  • с 2020 года Положение 13/2000 распространяется и на предоставленную госпомощь из государственных внебюджетных фондов;
  • уточнены случаи, в отношении которых ПБУ не применяется;
  • предусмотрены способы учета бюджетных средств;

В своей учетной политике следует выбрать и отразить момент принятия к бухучету бюджетных средств:

  • по факту их получения,
  • либо при наличии условий, описанных в п. 5 ПБУ 13/2000.

Ранее ПБУ не содержало такого выбора.

  • установлен порядок отнесения и отражения бюджетных средств, предоставленных на финансирование капитальных затрат, понесенных организацией в прошлые периоды;
  • уточнен порядок списания бюджетных средств со счета учета целевого финансирования капитальных затрат;
  • установлен порядок раскрытия доходов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование текущих расходов;
  • дополнена информация, которую при ее существенности следует раскрыть в балансе обособленно (п. 20 ПБУ 13/2000).

Что касается Учетной политики — для отражения доходов будущих периодов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат, в бухгалтерском балансе (ББ) и отчете о финансовых результатах (ОФР) предусмотрены варианты (п. 21 ПБУ 13/2000):

  • в ББ — обособленно в «долгосрочных обязательствах», в ОФР — отдельная статья доходов;
  • в ББ — в уменьшение стоимости внеоборотных активов (ВНА) как регулирующая величина, в ОФР — в уменьшение расходов на амортизацию.

Поэтому организации надо отразить их выбор в своей учетной политике, а также раскрыть его в отчетности (п. 22 ПБУ 13/2000).

Новый ФСБУ 25/2018

Еще одним, немаловажным для российского бухучета нововведением стало принятие Стандарта «Бухгалтерский учет аренды» 25/2018 (приказ Минфина РФ от 16.10.2018 № 208н).

О порядке учета по ФСБУ 25/2018, о новых правилах отражения договоров аренды и субаренды, необходимых условиях, классификации объектов, составе арендных платежей, расчете срока аренды и возможных способах учета арендованного имущества читайте в нашей статье.

Как и выше приведенные изменения в ПБУ 13/2000, 16/02 и 18/02, ФСБУ 25/2018 создан на основании международных правил и норм, в частности IFRS 16 «Аренда». Он будет обязателен с отчетности за 2022 год. Однако учетная политика на 2020 год подлежит дополнению в случае принятия организацией решения о его досрочном применении, так как предусмотренные Стандартом 25/2018 варианты и способы учета и отражения объектов по договорам аренды требуют от организации выбора. Остановимся на них:

  • для организаций-арендаторов с упрощенными способами учета Стандартом 25 предусмотрена возможность отражения фактической стоимости права пользования, а также величины обязательства по аренде иначе, чем у остальных получателей имущества в аренду;
  • для организаций-арендодателей с упрощенными способами учета возможна классификация всех предметов аренды в виде учета операционной аренды, кроме 2-х предусмотренных Стандартом 25 случаев: когда к арендатору по договору аренды будет переходить право собственности на арендуемый предмет или у арендатора есть право выкупа объекта аренды по меньшей, чем его справедливая стоимость цене.
  • для организаций-арендодателей, имеющим объекты операционной аренды, следует выбрать, как признавать в бухучете доход по арендным платежам: равномерно, либо на основе другого подхода, который предусматривает характер использования арендатором выгод от полученного предмета аренды.

Напомним, поскольку начало применения организацией нового ФСБУ 25/2018 повлечет изменение ее учетной политики, этот порядок изменений надо раскрыть в бухгалтерской отчетности за год, с которого и начнется применение Стандарта.

Что нового в налоговой учетной политике на 2020 год

Напомним, согласно ст. 313 НК РФ порядок налогового учета, установленный учетной политикой организации, применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Этот порядок изменяется организацией: при изменении налогового законодательства (не ранее чем с момента вступления изменений в силу) или применяемых методов учета операций/объектов (с начала нового налогового периода).

О главных налоговых изменениях на 2020 год, обзор основных поправок с 2020 года, изменениях по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному и земельному налогу, НДФЛ и страховых взносах читайте в статье.

Рассмотрим ниже принятые в 2019 году изменения/поправки, которые необходимо учесть при составлении учетной политики на 2020 год.

  • установили, что менять метод начисления амортизации, переходить с линейного метода на нелинейный можно только один раз в пять лет (абз. 4 п. 1 ст. 259 НК РФ);

  • расширили применение инвестиционного налогового вычета — возможно применять к основным средствам 8-10-й амортизационных групп, кроме зданий, сооружений, передаточных устройств (ст. 286.1 НК РФ);

  • закреплено право российской организации представлять отчетность и перечислять НДФЛ по месту нахождения 1-го из нескольких ее обособленных подразделений в одном муниципальном образовании;

  • в учетной политике в разделе о порядке уплаты начислений и сдачи отчетности по страховым взносам следует учесть, что с 01.01.2020 обособленное подразделение сможет уплачивать взносы и подавать РСВ по месту нахождения, если у него будет открыт счет в банке.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ ЦЕНУ АУДИТА ДЛЯ ВАШЕЙ КОМПАНИИ ЗА 1 МИНУТУ?
Рассчитать стоимость
22 ноя
11:00
Эффективное взыскание задолженностей: практика для бизнеса
Открытый вебинар
Записаться
Наверх