В Госдуме на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий внесение ряда изменений в НК РФ в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики. В частности, предлагается дополнить НК РФ новой статьей — 140.1 «Особенности рассмотрения жалобы в упрощенном порядке».
Сразу напомним, что сейчас в общем случае жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган, чье решение обжалуется (ст.139 НК РФ). Так, жалоба на решение территориальной инспекции направляется в эту же инспекцию, хоть и адресована она вышестоящему налоговому органу (например, управлению ФНС по субъекту). И уже инспекция (в течение 3 дней со дня поступления жалобы) должна направить ее вместе со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Решение по жалобам принимается в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, при этом указанный срок может быть продлен на 15 рабочих дней (п.6 ст. 140 НК РФ).
Новый упрощенный порядок предусматривает следующее:
- жалобу можно подавать в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
- рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется тем налоговым органом, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
- жалоба рассматривается 7 рабочих дней со дня ее получения.
По итогам рассмотрения жалобы в упрощенном порядке налоговый орган принимает решения, предусмотренные п. 3 ст. 140 НК РФ:
- об отмене акта инспекции ненормативного характера;
- об отмене решения инспекции полностью или в части;
- об отмене решения инспекции полностью. Выносится новое решение;
- о признании действия или бездействие должностных лиц налогового органа незаконными и выносится решение по существу.
Следует отметить еще один новый момент — при полной или частичной отмене решений инспекций могут назначить дополнительные мероприятия налогового контроля.
По итогам рассмотрения жалобы налоговый орган может принять следующие меры (ст. 139 НК РФ):
- в течение 3-х дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган;
- по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу.
В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х рабочих дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов.
Внимание! «упрощенный механизм» не распространяется на обжалование решений, принятых по итогам налоговых проверок. В этих случаях жалоба подается по общему (вышеуказанному) порядку.
Что ж появился еще один механизм разрешения споров, причем в ускоренном порядке. А это часто бывает необходимо, например, для оперативного решения вопроса разблокировки счетов компаний. Будем надеяться, что на практике ускоренное разрешение досудебных споров будет работать с соблюдением «сокращенных» сроков.
ПРОСТО АУДИТ!