Введут упрощенный порядок рассмотрения жалоб на налоговую инспекцию

07 июня 2023

Законопроект № 369931-8

В Госдуме на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий внесение ряда изменений в НК РФ в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики. В частности, предлагается дополнить НК РФ новой статьей — 140.1 «Особенности рассмотрения жалобы в упрощенном порядке».

Сразу напомним, что сейчас в общем случае жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган, чье решение обжалуется (ст.139 НК РФ). Так, жалоба на решение территориальной инспекции направляется в эту же инспекцию, хоть и адресована она вышестоящему налоговому органу (например, управлению ФНС по субъекту). И уже инспекция (в течение 3 дней со дня поступления жалобы) должна направить ее вместе со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Решение по жалобам принимается в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, при этом указанный срок может быть продлен на 15 рабочих дней (п.6 ст. 140 НК РФ).

Новый упрощенный порядок предусматривает следующее:

  • жалобу можно подавать в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
  • рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется тем налоговым органом, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
  • жалоба рассматривается 7 рабочих дней со дня ее получения.

По итогам рассмотрения жалобы в упрощенном порядке налоговый орган принимает решения, предусмотренные п. 3 ст. 140 НК РФ:

  • об отмене акта инспекции ненормативного характера;
  • об отмене решения инспекции полностью или в части;
  • об отмене решения инспекции полностью. Выносится новое решение;
  • о признании действия или бездействие должностных лиц налогового органа незаконными и выносится решение по существу.

Следует отметить еще один новый момент — при полной или частичной отмене решений инспекций могут назначить дополнительные мероприятия налогового контроля.

По итогам рассмотрения жалобы налоговый орган может принять следующие меры (ст. 139 НК РФ):

  • в течение 3-х дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган;
  • по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу.

В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х рабочих дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов.

Внимание! «упрощенный механизм» не распространяется на обжалование решений, принятых по итогам налоговых проверок. В этих случаях жалоба подается по общему (вышеуказанному) порядку.

Что ж появился еще один механизм разрешения споров, причем в ускоренном порядке. А это часто бывает необходимо, например, для оперативного решения вопроса разблокировки счетов компаний. Будем надеяться, что на практике ускоренное разрешение досудебных споров будет работать с соблюдением «сокращенных» сроков.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Расчет стоимости аудита
26 ноя
11:00
Налоговый контроль и безопасность 2024−2025: инструкция для бизнеса
Круглый-стол (online)
Записаться
Наверх