Земельный участок вместе с офисом и ККТ 2024 (блиц-ответы)
Вопрос № 1. Компания покупает офис в здании бизнес-центра и просит указать (на основании ст. 35 Земельного кодекса и ГК) в договоре купли-продажи долю земельного участка, переходящего в собственность при покупке недвижимости в данном здании. Продавец отказывается продавать долю земельного участка (на котором находится здание). Какие возможны риски в ситуации — начисление земельного налога, штрафы и т. д?
Ответ: В соответствии с законодательством РФ, по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. Если продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом. Право собственности на долю в праве на земельный участок возникает у покупателя помещения в здании в силу закона с момента государственной регистрации перехода к нему права собственности на помещение в здании, а право собственности продавца на эту долю в праве на земельный участок прекращается. Соответственно, требование покупателя об указании в договоре купли-продажи помещения также переход права собственности на долю в праве на земельный участок, правомерно. В случае, если в договоре будет указано, что право собственности на соответствующую долю земельного участка покупателю не переходит, либо договор не будет содержать условие о переходе права собственности на долю земельного участка покупателю, в государственной регистрации перехода права собственности может быть отказано. До регистрации в ЕГРН ваших прав на земельный участок платить земельный налог за него не нужно. Обязанность уплачивать налог возникает с момента внесения записи о регистрации в реестр.
Вопрос № 2. Российская компания (далее РК) осуществляет реализацию прав пользования ПО (зарегистрированы в реестре отечественного ПО, НДС не облагается) физическим лицам через игровую площадку с онлайн-магазином. Выручку на основании оферты для РК собирает платежный агент, формируя кассовые чеки от своего имени (как агент) с указанием в чеке РК как поставщика. 5 марта 2024 РК на основании Договора передачи активов внесла вклад в имущество дочерней РК в виде указанных реестровых ПО, таким образом с 5 марта новым правообладателем стала дочерняя РК (документы на перерегистрацию в реестре отечественного ПО на новое юридическое лицо поданы параллельно). Поскольку настроить техническую возможность продажи ПО через игровую площадку с онлайн-магазином с дочерней РК (создать отдельный кабинет) занимает 2-3 недели, чеки до 28 марта выставлялись платежным агентом с указанием поставщика РК, а не дочерней РК. Подскажите, пожалуйста, нужно ли было с 5 марта формировать корректировочные чеки с указанием в них поставщика — дочерней РК (и направлять их покупателям физлицам)? Каковы штрафные санкции в случае, если корректировочные чеки не будут сформированы?
Ответ: Если платежный агент будет пробивать чек, указывая вашу компанию, то есть большой риск, что налоговый орган посчитает эту выручку вашей и, соответственно, доначислит вам налоги. Поэтому, по нашему мнению, если у платежного агента не было оснований указывать в чеке вашу организацию (договор с вами расторгнут), он совершил ошибку и придется чеки «исправлять». А если договор с платежным агентом не расторгался, то ему исправлять нечего. Полагаем, что данную ситуацию можно урегулировать, оформив соответствующие договорные отношения с новым правообладателем ПО, т.е. он может предоставить вам за вознаграждение неисключительную лицензию на право распространения этого программного обеспечения (например, на 3 месяца). В данной ситуации речь будет идти о вашей выручке и в чеках изменять ничего будет не нужно.
Правильно ли я понимаю, что наличие Агентского договора, на основании которого новый правообладатель ПО передают право агенту (прежнему правообладателю) с 5.03.2024 от его лица (агента) реализовывать ПО на срок до момента реализации технической возможности печати чеков (например, 3 месяца) на нового правообладателя ПО (чеки печатаются с указанием поставщика — прежнего правообладателя), позволяет новому правообладателю не делать чеки коррекции с 5.03.2024? При этом выручка от реализации ПО с 05.03.2024 будет признаваться как выручка нового правообладателя — дочерней РК?
Нет, речь идет о праве прежнего правообладателя реализовывать ПО физическим лицам от своего имени в соответствии с лицензионным договором, в котором ему дано право на использование этого программного обеспечения.
Но для компании принципиально, чтобы с 5.03.2024 выручка отражалась именно на новом правообладателе. Что-то можно сделать?
По нашему мнению, заключение лицензионного договора между лицензиатом (конечным пользователем лицензии) и агентом, действующим от своего имени в интересах принципала (лицензиара), будет противоречить правовому регулированию отношений по использованию исключительных прав, в соответствии с которыми такие права могут быть переданы только на основании лицензионного договора. В случае, когда агент действует от своего имени, права и обязанности по заключенной им сделке (по лицензионному договору) возникают у него, то есть получается, что он обязан передать права, которыми сам не обладает (лицензионный договор между ним и правообладателем отсутствует). С учетом этого полагаю, что агент может продавать лицензию на ПО, но при условии, что он действует от имени принципала.
Хотите получить ответ на свой вопрос с полным правовым обоснованием? Закажите индивидуальную консультацию по абонементу «Хочу все знать». А для блиц-ответов — подписка «В курсе дела».
ПРОСТО АУДИТ!