Золотая жила для экспорта

25 апреля 2018
Тема роста объема экспорта в Азию сегодня очень актуальна для нашей страны. Чтобы разобраться в ней и получить ответы на вопросы, волнующие многих предпринимателей, мы пообщались с экспертом в области экспорта в Азиатские страны, генеральным директором КГ Континент Станиславом Теном

На Конференции ВЭД «Москва — территория экспорта», которая проходила 16 апреля 2018 года в ЦДП, Станислав рассказал о том, что необходимо сделать в первую очередь при выводе марки или товара на зарубежный рынок, почему кондитерские фабрики никогда не смогут торговать в Китае, куда стоит обращаться за помощью и поддержкой по вопросам выбора товара, оформления документации, консультации эксперта по дизайну упаковки, подачи, презентации товара при экспорте.

Также, Станислав Тен поделился своим мнением о прибыльности экспорта в страны Азии и рассказал о возможностях, которые предоставляет Сбербанк и Московский Экспортный центр для экспортеров.

Главное правило экспорта — Защита интеллектуальной собственности

Я убеждён, что на сегодняшний день одним из основных направлений развития российской экономики является наращивание экспортного потенциала страны. В связи с этим возникает необходимость поиска новых рынков для экспорта отечественных товаров. Страны Азии — один из таких рынков и здесь существует ряд особенностей.

Касаясь вопроса экспорта в Азиатские страны, прежде всего хочу обратить внимание на защиту интеллектуальной собственности. Нередко российские бизнесмены, выходя на зарубежные рынки, оказываются совершенно не защищенными в этом вопросе. Во многом такое положение вещей касается, интересующего многих, рынка Китая. Совершая сделки на китайском рынке, следует понимать, что китайцы работают иначе, чем привыкли мы.

Они сначала проверяют (регистрируют) свою марку, а потом выходят с ней на рынок. Мы же сразу выходим на рынок с продуктом, а потом начинаем думать о защите собственности. Думаю, такое поведение связано с нашим советским прошлым.

Кроме того, китайские предприниматели регистрируют не принадлежащие им доменные имена и торговые марки, надеясь, что иностранные предприниматели за большие деньги купят право торговать этими именами и марками на территории Китая. В таком случае законодательство действительно будет на стороне Китая. Примером подобной ситуации являются большинство кондитерских фабрик, которые не могут торговать в Китае, потому что не зарегистрировали право собственности на марку.

Восток дело ... прибыльное

Российские власти и предприниматели до сих пор не очень ориентированы на Восток, мы по — прежнему смотрим на Запад. Мы считаем себя европейской страной, поэтому большая часть РФ ориентирована на ценности, культуру и искусство Запада. По моему мнению, некое заигрывание с Западом может сыграть с нашей страной злую шутку.

Запад поворачивается в сторону НАТО, а мы оказываемся втиснутыми в санкционные списки, значит и во все мероприятия, связанные с этим. В то же время мы до сих пор не развили с Востоком, с Азией отношений, которые могли бы значительно укрепить и кратно увеличить с ними товарооборот. Порой наши предприниматели в силу различных обстоятельств и сложностей с маркетингом довольствуются маленькими объемами поставок в Испанию, Германию, Англию, и при этом считают, что у них есть экспорт.

Пусть небольшой, осложненный, например, проблемами с денежными переводами или логистикой, но ориентированный на Запад. В тоже время, большая динамика развития восточной Азии и 1,5 миллиарда населения Китая остаются вне поля зрения бизнесменов. Я предлагаю обратить свои взгляд и силы в эту сторону и внимательнее посмотреть на рынок Азиатских стран. Он растущий, большой, открытый и там нет санкций, следовательно, на таком рынке намного больше шансов хорошо заработать.

Внимание к деталям

Говоря об экспорте, я бы прежде всего посоветовал тщательно разобраться с товаром, предназначенным для экспорта. Чтобы это был действительно стоящий продукт, которого ещё нет ни в Азии, ни в Европе. Достаточно сложно выходить на рынок той или иной страны с продуктом без уникальных особенностей. Там и так всего хватает.

Кроме того, необходимо спозиционировать себя и, насколько возможно, защитить информационно и юридически. Здесь могут помочь такие организации, как Российский Экспортный Центр, Московский Экспортный Центр и МИД в качестве туристических предприятий. Вполне можно обратиться в генеральные консульства стран, которые присутствуют в Москве, запросить информацию и посетить международные выставки, отражающие масштаб всей страны.

Например, выставки, проходящие в Пекине в Шанхае, в Сеуле, в Японии. Это необходимо для того, чтобы понимать тенденции и правильно формировать предложение. Кстати, немаловажную роль играет «упаковка» в переносном смысле — как именно вы сделаете предложение по товару, и упаковка в традиционном смысле слова.

Наша страна сейчас ориентирована не на IT технологии, а, в основном, на традиционные экспортные продукты: лекарства, удобрения, продукты питания, сельскохозяйственные товары. Чтобы понять, как правильно упаковать такой товар, советую обратиться к местным провайдерам. Важно как мы подаём свой продукт, потому что традиционная для России упаковка не всегда работает в других странах.

Евросоюз, например, упаковывает товар довольно эффектно, с ярким дизайном, шрифтом, принтом, что сразу отличает импортный товар от китайского. Российскому экспортёру, как минимум, нужно этому научиться. С оформлением упаковки, и с организацией позиционирования продукта на рынке может помочь Московский Экспортный Центр.

Объединение Сбербанка и МЭЦ — позиция, где 1+1 даст три!

МЭЦ начал свою деятельность совсем недавно и, я считаю, довольно перспективно. Тема экспорта очень большая и затрагивает массу вопросов, начиная с правовых, юридических, экономических и маркетинговых, заканчивая насущными проблемами любого предпринимателя. Российский Экспортный центр не в состоянии охватить все, поэтому для Москвы, с учетом того, что здесь концентрация предпринимателей и бизнеса выше, чем по всей остальной территории РФ, создали собственный МЭЦ при правительстве Москвы.

Федеральный масштаб центра позволяет более локально оказать консультативную и иную помощь в организации экспорта. Например, существует ряд юридических моментов, напоминающий бюрократические препоны прошлого, когда люди не могут отправить на экспорт товар без каких-то лицензий, разрешений. Однако, задачи, которые решает МЭЦ прежде всего носят глобальный характер, это, несомненно, большие задачи, что не исключает помощь и мелким предпринимателям.

Москва — крупный регион, поэтому МЭЦ будет более эффективен для города. Чем больше различного рода и уровня площадок он будет организовывать, тем больше возможностей станет у предпринимателей, они смогут получать помощь превентивно. Я думаю, МЭЦ нужен мощный финансовый партнер, такой как Сбербанк.

Я считаю, что на сегодняшний день посодействовать и поддержать предпринимателей в вопросе экспорта может и российский «Сбербанк». Банк запустил маркетплейс «Best of Business Partner» (BBP) по поиску и размещению услуг, которые могут предлагать друг другу бизнесы из разных стран. Программа успешно развивается и я считаю, что Сбербанк уделяет большое внимание экспорту и видит в этом хороший потенциал. Моё мнение — программа будет только набирать обороты и сыграет свою роль в процессе поиска российскими экспортерами новых контрактов.

С точки зрения финансовой организации, Сбербанк имеет возможность помочь предпринимателям в вопросе получения кредитных линий, разъяснительной работы по заключению сделок со своими партнерами, оказать содействие по проверке контрагентов, что важно. Когда вы находите партнера за рубежом, в неизвестной стране, то помощь такой мощной структуры, как Сбербанк, будет только в плюс.

Не так давно и от правительства было получено, на мой взгляд, очень правильное решение оказывать всячески поддержку экспорту. Радует, что в этом направлении идёт активная работа.

Экспортеров становится много, но не хватает экспертов по этому вопросу. Нужна помощь в консультациях по товару (что именно предлагать рынку, как подготавливать и оформлять документы и прочее). Возможно, Сбербанк и МЭЦ создадут совместный экспертный совет, где будут решаться подобного рода ситуации, чтобы предприниматели не теряли попусту время и деньги. Это сократит сроки выхода на рынок Азиатских стран и укрепит наши позиции. Объединение МЭЦ и Сбербанка даст большой толчок в развитии экспорта, 1+1 в результате сложится в три!

Резюме эксперта

Таким образом, в вопросе экспорта в Азиатские страны я четко выделяю несколько важных моментов, на которые следует обратить внимание:

  • обеспечение безопасности своей торговой марки, защита интеллектуальной собственности.
  • поиск партнеров путем личных контактов, посещения выставок, конференций. Чтобы изучить рынок страны, необходимо несколько раз побывать там.
  • необходимость уделить внимание оформлению договора. Важно прописать в нем абсолютно все: кому принадлежит право владения торговой марки , как планируется продвижение, описать затраты, сроки, информацию, которую размещают на этикетках (дистрибьютор, производитель).
  • проведение аудита договора юристом, чтобы были учтены все налоги и акцизы, потому что мы часто не знаем всех правил торговли той или иной продукцией.
  • получение помощи, которую государство сегодня может оказать экспортерам, которая включает в себя компенсацию логистических затрат и льготные тарифы, участие в выставках за счет правительства. Для этого заблаговременно необходимо проявить интерес и обозначить себя — в какой стране хотите участвовать в выставке, период, даты. Выехать в страну, получив возможности за счет государства прорекламировать российский экспорт.
  • проявление активной позиции. Не следует надеяться на то, что за вас все решат.

Необходимо говорить, писать, звонить и тогда все получится!

завтра
11:00
«Вахтовики» и работники с разъездным характером работы: новое в НДФЛ и страховых взносах с 2024 года
Открытый вебинар
Записаться