5.5 млн рублей — риски, которые можно устранить

25 октября 2019

Небольшая организация (ООО) решила пройти процедуру экспресс-аудита, чтобы получить свежий взгляд со стороны на свою деятельность.

Проведенная проверка выявила нарушения, грозящие доначислениями на сумму более 4,5 млн руб., без учета пеней и штрафов.

В опасных зонах оказалась такая, казалось бы, очевидная практика, как ведение раздельного учета по НДС.

Клиент
  • Компания по ремонту помещений
  • Выручка более 90 млн. руб.
  • 20 сотрудников;
Проект
  • Экспресс-аудит налоговых рисков
  • Стоимость от 45 000 руб.
Результат
  • Экономия от проведения налоговой диагностики — более 5.5 млн. руб.

  • Затраты на «экспресс-аудит» окупились минимум в 220 раз.

Ситуация

Компания осуществляет облагаемую и освобождаемую от НДС деятельность. Но она не вела раздельный учет входного НДС и весь налог по «общехозяйственным расходам» принимала к вычету, поскольку считала, что расходы на необлагаемые операции не превышали 5% от общих расходов организации.

«Пренебрежение к учетной политике в целях налогообложения — достаточно распространенное нарушение, которое допускают налогоплательщики. Многие не понимают, что проще оговорить все нюансы раздельного учета НДС в учетной политике, чем потом тратить время и нервы, доказывая в суде, что налогоплательщик делал все правильно»

Анна Козлова
Руководитель отдела аудита, аттестованный аудитор и профбухгалтер

Решение

Результаты экспресс-аудита оказались немного неожиданными для компании.

  1. При пересчете расходов на необлагаемые операции выяснилось, что их доля превышала 5%, и организация была обязана распределить «общехозяйственный» НДС между видами деятельности. Кроме того, в учетной политике не была прописана методика ведения раздельного учета и сама возможность применения «правила 5%».

    Таким образом, в случае проведения налоговой проверки компании могли даначислить НДС в сумме 4,5 млн руб. и штрафы (20%) — около 0.9 млн. руб.

  2. Аудит также выявил риск переквалификации гражданско-правовых договоров (ГПД) в трудовые договоры и как следствие доначисление страховых взносов в ФСС РФ и штрафных санкций на общую сумму около 100 тыс. руб.

1) При ведении раздельного учета входного НДС в целях применения «правила 5%» для расчета расходов на необлагаемые операции должны учитываться не только прямые расходы, но и часть общехозяйственных (Письмо Минфина России от 03.07.2017 N 03-07-11/4170, п. 1 Письма ФНС России от 22.03.2011 N КЕ-4-3/4475). А возможность применения данного правила во избежание споров с налоговыми органами следует оговорить в учетной политике (п.4 ст.170 НК РФ).

С учетом общехозяйственных расходов в некоторых кварталах доля расходов на необлагаемые операции превышала 5%, и организация была обязана распределить «общехозяйственный» НДС между видами деятельности в порядке, установленном п.4 и п.4.1 ст.170 НК РФ.

Таким образом, в случае проведения налоговой проверки компании могли даначислить НДС в сумме 4,5 млн руб. и штрафы (20%) — около 0.9 млн. руб.

2) Риск переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые договоры и доначисление страховых взносов в ФСС РФ и штрафных санкций на общую сумму около 100 тыс. руб обусловлены ошибками в формулировке условий договоров. В соответствии с условиями договоров подряда подрядчики (физические лица) получали вознаграждение не за результат работ (объем выполненных работ), а за расчетное время, проведенное на ремонтируемом объекте, причем работы должны были производится с 9:00 до 18:00. Т.е. договоры ГПХ имели признаки трудовых договоров. При этом фактически стоимость работ определял подрядчик, составляя смету стоимости работ, из расчета стоимости нормо-часов, необходимых для выполнения работ, а «рабочие часы», установленные в ГПХ фактически определяли лишь период времени, в течение которого подрядчик может находится на объекте, а не трудовой распорядок.

Результат

Приняты шаги по устранению нарушений.

  • компания внесла уточнения в учетную политику, установив порядок расчета расходов на необлагаемые операции в целях ведения раздельного учета НДС, оговорила возможность применения «правила 5%»;

  • договоры ГПХ с физлицами привели в соответствие с реальными правоотношениями между сторонами-вознаграждение выплачивалось за результат (объем) работ, что и было указано в договоре;

Организация избежала доначислений и штрафов в сумме более 5.5 млн. руб.

Затраты на диагностику налоговых рисков окупились более, чем в 220 раз
При стоимости «экспресс-аудита» от 45 000 руб. экономия только на исправленных ошибках составила более 5,5 млн. руб.
Расчет стоимости
26 ноя
11:00
Налоговый контроль и безопасность 2024−2025: инструкция для бизнеса
Круглый-стол (online)
Записаться
Наверх