Содержание
Что такое некоммерческие организации
В соответствии с положениями Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 и ст. 50 ГК РФ некоммерческая организация (далее — НКО) представляет собой организацию, основной целью деятельности которой не является извлечение прибыли и распределение ее между участниками (ст. 2 Закона № 7-ФЗ).
НКО создают для достижения благотворительных, политических, религиозных, научных, социальных, образовательных, культурных и ряда других целей. Как и в коммерческих компаниях, виды деятельности некоммерческой организации закрепляются в ее учредительных документах. Важно помнить, что фактическая деятельность, которую ведет НКО, должна соответствовать цели ее создания и функционирования, а также территориальному признаку, указанному в Уставе. Например, деятельность осуществляется на территории Москвы или Саратова и Саратовской области.
Однако это не означает, что некоммерческая организация не может заниматься предпринимательской деятельностью и извлекать из нее доход, который впоследствии может быть направлен только на уставные цели без распределения между учредителями. Например, НКО разрешено производить товары, оказывать услуги, производить операции с ценными бумагами, участвовать в других хозяйственных обществах и еще ряде возможностей.
Формы некоммерческих организаций
Действующее законодательство предполагает возможность создания некоммерческой организации в различных формах. Выбор формы зависит от целей ее создания и области, в которой она будет функционировать.
Создание, регистрация и функционирование некоммерческой организации любой формы опирается РФ (статьи 116-123) на следующие основные федеральные законы Российской Федерации:
- № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» — основной закон;
- № 135 — ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»;
- № 82 — ФЗ «Об общественных объединениях»;
- № 174 — ФЗ «Об автономных учреждениях»;
- № 66 — ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Надо отметить, что деятельность каждого вида НКО к вышеперечисленным законодательным актам дополнительно регулируется специальным законодательством.
В настоящее время законодательство перечисляет следующие основные виды НКО. Мы не будем перечислять все возможные, приведем самые распространенные:
- Фонды. Данный вид НКО существует за счет добровольных взносов физических и юридических лиц. Создаются фонды для общественно полезных целей — благотворительные, религиозные, образовательные, социальные, культурные и т.д. Часто эту форму используют благотворительные организации. Регулируются статьей 7 Закона 7-ФЗ. В части благотворительных организаций также регулируется Законом 135-ФЗ.
- Потребительские кооперативы (союзы, общества). Указанная форма используется с целью объединения физических и юридических лиц для удовлетворения нужд их участников и решения общих проблем. Ярким примером служат жилищные кооперативы, садоводческие и дачные объединения, сельскохозяйственные союзы и др. Финансирование такого вида НКО происходит за счет участников путем внесения паев. Регулируются положениями РФ.
- Общественные и религиозные организации. Данная форма НКО обычно используется для создания добровольных союзов и объединения граждан с общими интересами и нематериальными (например, духовными) потребностями. Такие объединения могут также функционировать в форме учреждения, общественного движения, фонда. Регулируются статьей 6 Закона 7-ФЗ.
- Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы). Эти виды НКО создаются для координирования предприятий коммерческой сферы и защиты их, а также общих интересов. При вступлении в такое объединение самостоятельность каждого члена в ведении своей хозяйственной деятельности сохраняется. Регулируется статьей 11 Закона 7-ФЗ.
- Частные учреждения. Данная форма НКО подразумевает под собой организации, созданные учредителями для осуществления образовательных, социальных, культурных и управленческих функций. При этом учреждения могут быть как на полном финансировании учредителями, так и на частичном. Для ведения деятельности учреждения могут привлекать благотворительные взносы юридических и физических лиц. Регулируются статьей 11 Закона 7-ФЗ.
Также существуют еще специфические формы НКО, регулируемые как Законом 7-ФЗ, так и иным федеральным законодательством. К ним можно отнести Автономные некоммерческие организации (статья 10 Закона 7-ФЗ), Казачьи общества (статья 6.2 Закона 7-ФЗ), Государственные корпорации (статья 7.1 Закона 7-ФЗ), Бюджетные учреждения и государственные, муниципальные учреждения (статья 9.1 Закона 7-ФЗ), товарищества собственников жилья ТСЖ ( Российской Федерации), профсоюзы ( от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») и т.д.
Какую бухгалтерскую отчетность сдают некоммерческие организации
В целом НКО имеют достаточно обширный спектр отчетности, который они обязаны представлять в разные инстанции и органы. Общий состав отчетности НКО включает в себя бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетности, а также представление отчетности в Минюст и во внебюджетные фонды.
В данной статье подробно рассматривается бухгалтерская отчетность НКО.
Надо отметить, что некоммерческий статус таких организаций не дает никаких послаблений по бухгалтерской отчетности. Некоммерческие организации наравне с коммерческими обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность в полном объеме, лишь в части случаев применяя право на упрощенную.
Годовая бухгалтерская отчетность НКО состоит (ч. 2 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете, пп. «б» п. 5 ФСБУ 4/2023):
- из бухгалтерского баланса;
- отчета о целевом использовании средств;
- приложений к ним, а именно (п. 6 ФСБУ 4/2023):
- отчета о финансовых результатах. НКО может не составлять этот отчет, но тогда подлежащую раскрытию в нем информацию надо включить в пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
- отчета о движении денежных средств. НКО может не составлять этот отчет, но тогда подлежащую раскрытию в нем информацию надо включить в пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
- пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств.
Некоторые НКО должны проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности. К ним, в числе прочего, относятся:
НКО, которые вправе применять упрощенные способы учета (п. п. 51, 52, 53, 63 ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»). Бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств могут быть составлены по упрощенным формам. В состав упрощенной бухгалтерской отчетности помимо этих двух документов включаются пояснения. Это, как минимум (п. 51, пп. «б» п. 52, п. 54 ФСБУ 4/2023):
- указание, что бухгалтерская отчетность составлена по федеральным и отраслевым стандартам;
- информация об учетной политике в отношении показателей (групп показателей), приведенных в бухгалтерском балансе и отчете о целевом использовании средств;
- иная существенная информация, необходимая пользователям. Например, если у НКО есть существенные поступления и расходы от приносящей доход деятельности, нужно раскрыть информацию о доходах и расходах по этой деятельности. Вместо пояснений (в части раскрытия этой информации) можно использовать упрощенную форму отчета о финансовых результатах.
- фонды;
- НКО, выполняющие функции иностранного агента;
- НКО, связанные с формированием крупного целевого капитала.
Аудиторское заключение независимого аудитора в этих случаях также должно сдаваться в ИФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, либо в течение 10 рабочих дней с даты, следующей за днем подписания. Нельзя сдать заключение позже 31 декабря года, следующего за отчетным. Сдача преимущественно осуществляется удаленным способом посредством электронных средств через интернет.
Помимо этого, аудиторское заключение независимого аудитора нужно разместить в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. На это отводится три рабочих дня ( Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ).
Как уже было отмечено, некоммерческая организация в ряде случаев имеет право формировать упрощенную бухгалтерскую отчетность. Исключение составляют те, кто подлежит обязательному аудиту ( и Закона № 402-ФЗ) и, если организация входит в реестр иностранных агентов.
Так же важно помнить, что помимо бухгалтерской отчетности и отчетности в иные контролирующие органы для фондов и благотворительных организаций предусмотрены отдельные виды отчетов, схожих с бухгалтерской отчетностью, утвержденной формы и сроков формирования, по которым не предусмотрены. Такие некоммерческие организации обязаны ежегодно публиковать в свободном доступе (например, в интернете) дополнительные раскрытия информации. Фонды должны размещать отчеты об использовании своего имущества (п. 2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ), а благотворительные организации — о своей деятельности ( Закона № 135-ФЗ).
Конкретный срок публикации, как уже было сказано выше, не установлен. Поэтому публикацию можно осуществить в любое время. Как правило, НКО размещают ее у себя на сайте.
Бухгалтерская финансовая отчетность социально ориентированных некоммерческих организаций
Среди некоммерческих организаций отдельно выделяются организации, которые называются социально ориентированные. Впервые упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях появилось в законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 05.04.2010 № 40-ФЗ. К ним относят те НКО, которые в ходе своей деятельности решают социально значимые проблемы. Например, их деятельность ориентирована на защиту животных, незащищенных слоев населения, охрану природы и объектов, имеющих культурную или архитектурную ценность, образовательную или благотворительную деятельность и пр. Зачастую, чтобы упрощать длинное название, принято указывать такие организации, как СОНКО.
Такие организации перечислены в специальном федеральном реестре социально ориентированных некоммерческих организаций, куда участники попадают автоматически. Для попадания в реестр необходимо иметь должный вид деятельности и соответствие отдельным критериям, среди которых:
- благотворительные организации (при условии своевременной сдачи ежегодной отчетности)
- поставщики социальных услуг;
- получатели государственной поддержки (гранты, субсидии и пр.);
- частные образовательные организации.
Составление бухгалтерской отчетности таких организаций мало чем отличается от остальных форм НКО, однако бухгалтерия социально ориентированных некоммерческих организаций помимо должного состава отчетности также предоставляет в Росстат форму 1-СОНКО, в которой предоставляют всю необходимую информацию о деятельности социально ориентированной НКО. Форму 1-СОНКО сдают до 1 апреля года, последующего за отчетным периодом. Также социально-ориентированные некоммерческие организации могут сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме.