Письмо ФНС России от 23 марта 2017 г. № ЕД-5-9-547/@
Налоговая служба проанализировала вынесенные в 2016 году решения по результатам налоговых проверок, решения по жалобам налогоплательщиков, а также судебную практику по вопросам получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды.
Вывод — налоговые органы собирают доказательственную базу формально. Инспекторы не оспаривают реальность осуществления хозяйственной операции с контрагентом, подтвержденной первичными документами, а ограничиваются выводами о недостоверности таких документов.
Выводы основаны только на допросах руководителей контрагентов, заявивших о своей непричастности к деятельности организаций, или на результатах почерковедческих экспертиз.
ФНС со ссылкой на позицию Верховного суда сформулировала следующий подход к сбору доказательств получения необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком:
- Подписание документов от имени контрагентов лицами, отрицающими свою подпись и полномочия руководителя, путем проведения допросов и почерковедческих экспертиз не является безусловным и достаточным основанием для вывода о непроявлении покупателем должной осмотрительности и осторожности при заключении сделки со спорным поставщиком. Это обстоятельство, само по себе, не основание для признания налоговой выгоды необоснованной.
- Противоречия в доказательствах, подтверждающих последовательность движения товара от изготовителя к покупателю, но не опровергающих сам факт поступления товара, равно как и неуплата налогов поставщиками первого, второго и других звеньев, сами по себе не являются основанием для возложения негативных налоговых последствий на покупателя товаров.
- Необходимо доказывать умышленные действия налогоплательщика, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды путем совершения операций с проблемными контрагентами или через создание формального документооборота с использованием цепочки контрагентов. О них могут свидетельствовать:
- установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в т.ч. при взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику;
- обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников сделки (сделок);
доказательства нереальности хозяйственной операции (операций) по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
При отсутствии доказательств подконтрольности контрагентов ИФНС нужно исследовать и доказывать недобросовестность действий налогоплательщика по выбору контрагента и обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении соответствующей хозяйственной операции поставщиком первого звена.
- ИФНС необходимо запрашивать у налогоплательщика документы и информацию о выборе контрагента:
- документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента;
- источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
- результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
- документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
- деловую переписку.
- При проверках инспекторам важно обращать внимание на:
- отсутствие личных контактов руководства поставщика (подрядчика) и руководства покупателя (заказчика) при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании — контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, его складских, производственных, торговых площадей;
- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (реклама в СМИ, рекомендации партнеров или других лиц, сайт контрагента и т.п.);
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
- отсутствие информации о наличии у контрагента необходимой лицензии.