ФНС дала указания инспекциям по доказыванию необоснованной налоговой выгоды при проверках

03 мая 2017

Письмо ФНС России от 23 марта 2017 г. № ЕД-5-9-547/@

Налоговая служба проанализировала вынесенные в 2016 году решения по результатам налоговых проверок, решения по жалобам налогоплательщиков, а также судебную практику по вопросам получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды.

Вывод — налоговые органы собирают доказательственную базу формально. Инспекторы не оспаривают реальность осуществления хозяйственной операции с контрагентом, подтвержденной первичными документами, а ограничиваются выводами о недостоверности таких документов.

Выводы основаны только на допросах руководителей контрагентов, заявивших о своей непричастности к деятельности организаций, или на результатах почерковедческих экспертиз.

ФНС со ссылкой на позицию Верховного суда сформулировала следующий подход к сбору доказательств получения необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком:

  • Подписание документов от имени контрагентов лицами, отрицающими свою подпись и полномочия руководителя, путем проведения допросов и почерковедческих экспертиз не является безусловным и достаточным основанием для вывода о непроявлении покупателем должной осмотрительности и осторожности при заключении сделки со спорным поставщиком. Это обстоятельство, само по себе, не основание для признания налоговой выгоды необоснованной.
  • Противоречия в доказательствах, подтверждающих последовательность движения товара от изготовителя к покупателю, но не опровергающих сам факт поступления товара, равно как и неуплата налогов поставщиками первого, второго и других звеньев, сами по себе не являются основанием для возложения негативных налоговых последствий на покупателя товаров.
  • Необходимо доказывать умышленные действия налогоплательщика, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды путем совершения операций с проблемными контрагентами или через создание формального документооборота с использованием цепочки контрагентов. О них могут свидетельствовать:
  • установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в т.ч. при взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику;
  • обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников сделки (сделок);
  • доказательства нереальности хозяйственной операции (операций) по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

    При отсутствии доказательств подконтрольности контрагентов ИФНС нужно исследовать и доказывать недобросовестность действий налогоплательщика по выбору контрагента и обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении соответствующей хозяйственной операции поставщиком первого звена.

  • ИФНС необходимо запрашивать у налогоплательщика документы и информацию о выборе контрагента:
  • документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента;
  • источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
  • результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
  • документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
  • деловую переписку.
  • При проверках инспекторам важно обращать внимание на:
  • отсутствие личных контактов руководства поставщика (подрядчика) и руководства покупателя (заказчика) при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании — контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, его складских, производственных, торговых площадей;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (реклама в СМИ, рекомендации партнеров или других лиц, сайт контрагента и т.п.);
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • отсутствие информации о наличии у контрагента необходимой лицензии.