Использование директором бизнес-карты стало причиной доначисления 2 млн руб. при «камералке»

05 октября 2026
Строительная компания перечисляла директору компенсацию за использование склада и оплачивала его покупки по бизнес-карте без удержания НДФЛ. Итогом камеральной проверки стали доначисления налога. Разберем детали кейса.
Судебное решение
  • Постановление АС Уральского округа от 17.09.2026 по делу № А07-12164/2025
Результат
  • Суды поддержали налоговый орган

Ситуация

При камеральной проверке расчета 6-НДФЛ инспекция пришла к выводу о создании обществом формальных условий, которые позволили снизить суммы налога за счет перечисления директору-учредителю общества денежных средств и расходования средств без экономического обоснования (расходы по бизнес-карте).

Так, согласно выпискам по операциям расчетного счета общества были произведены расчеты, не имеющие отношения к деятельности организации в счет оплаты покупок. Значительные расходы по бизнес-карте приходятся на покупки в сети магазинов («Gussi SOCHI», «HUGO BOSS» и пр.) и ресторанов.

По требованию налогового органа авансовые отчеты с приложением документов, подтверждающих оплату товаров и услуг (кассовые, товарные чеки, накладные, счета-фактуры и т.д.), кассовые расходные и приходные ордера и иные документы, подтверждающие отнесение расходов к деятельности общества не предоставлены.

Инспекция признала спорные суммы облагаемым доходом директора.

Покупки по корпоративной карте требуют документов, подтверждающих характер выплат и связь расходов с деятельностью бизнеса. В противном случае — высок риск доначислений уже в ходе камеральных проверок
Наталья Наталюк
Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит»

Решение

Суды признали доначисления обоснованными и отметили следующее:

  • оплату со счета организации по бизнес-картам, которые не имеют отношения к деятельности организации, нельзя отнести к общехозяйственным расходам;
  • В силу правил бухгалтерского учета (ПБУ) и Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, собственник ООО не вправе снять с расчетного счета или взять из кассы денежные средства на свои личные нужды. Активы принадлежат обществу, как юрлицу, а не учредителям. Все полученные средства — это собственность юрлица. Это относится как к наличности, так и к банковским счетам;
  • документального подтверждения расходования денежных средств на нужды общества, а также экономическое обоснование необходимости таких расходов для осуществления деятельности организации, обществом не представлено.

Вердикт судов — расходы обоснованно признаны доходом директора и доначисления НДФЛ законны.

Выводы

Этот кейс наглядно демонстрирует риски бизнеса уже на стадии камеральных проверок. В поле зрения налоговых органов попадают даже небольшие суммы. Инспекции в 2026 году обращают пристальное внимание на выплаты руководителям и собственникам, расходование средств с корпоративных карт Значение имеют характер операции и доказательства её связи с деятельностью компании.

Проверьте основания компенсаций руководителям, условия использования их имущества и налоговую квалификацию выплат. По покупкам через бизнес-карты соберите первичные документы, авансовые отчёты и подтверждения использования приобретённого в работе компании. Одного утверждения о хозяйственной цели недостаточно.

Поэтапный комплексный аудит с налогами в 2026 году — надежный инструмент для своевременного выявления и исправления налоговых ошибок и упущений — до того, как они станут причиной доначислений. Начните первый этап аудита осенью для опережения налоговых и личных рисков, а также выявления финансовых резервов бизнеса.

ВЫЯВЛЯЙТЕ ФИНАНСОВЫЕ
РИСКИ ВОВРЕМЯ
Оптимальным решением для исключения налоговых рисков компании и персональных рисков руководителей, а также для законных способов налоговой экономии и уверенном их применении является проведение аудита с углубленной проверкой налогов, страховкой и гарантией юридической защиты от налоговых претензий в течение 3 лет.
Рассчитать стоимость аудита
Наверх