Ответ:
По нашему мнению, на дату получения возмещения от покупателя сумм уплаченного экологического сбора и штрафа за его несвоевременную уплату поставщик должен исчислить НДС по расчетной ставке 22/122 либо 10/110, в зависимости от того, по какой ставке облагается основная операция, оформить в одном экземпляре счет-фактуру на сумму возмещения и зарегистрировать его в книге продаж. Покупатель при возмещении поставщику таких расходов не может принять к вычету НДС, так как налог дополнительно к сумме возмещения расходов к оплате ему не предъявляется, и счет-фактура покупателю на сумму возмещения не выставляется.
Обоснование:
Согласно пункту 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, полученных им в денежной и (или) натуральной формах.
При этом налоговая база, определенная в соответствии с статьей 153 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (подпункт 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 164 НК РФ при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров и предусмотренных статьей 162 НК РФ, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2, 3 или 8 статьи 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
Счета-фактуры, составленные в одном экземпляре получателями денежных средств, иначе связанных с оплатой товаров, регистрируются в книге продаж (пункт 18 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
На основании указанных норм Минфин России разъясняет (см. письма от 14.10.2009 № 03-07-11/253, от 15.08.2012 № 03-07-11/300, от 22.10.2013 № 03-07-09/44156, от 22.04.2015 № 03-07-11/22989, от 23.11.2015 № 03-07-11/67917), что суммы полученного поставщиком от покупателя возмещения расходов сверх договорной цены товаров должны рассматриваться в качестве иначе связанных с оплатой реализованных товаров и, как следствие, приводить к обязанности поставщика включить сумму возмещения в свою налоговую базу по НДС с применением к ней расчетной налоговой ставки и составлением соответствующего счета-фактуры в одном экземпляре без его предъявления покупателю.
Правильность обозначенного правового подхода к налогообложению НДС суммы возмещения расходов поставщика (исполнителя) подтверждена Верховным Судом РФ в Определении от 12.08.2016 № 305-КГ16-10312 по делу №А40-144005/2015: налоговым органом был доказан факт занижения арендодателем налоговой базы по НДС на сумму полученной от арендатора компенсации в виде суммы уплаченного арендодателем земельного налога.
Хотите получить ответ на свой вопрос с полным правовым обоснованием? Закажите индивидуальную консультацию по абонементу «Хочу все знать». На подписке «В курсе дела» доступны блиц-ответы.