Почти 50 млн рисков после уволенного главбуха устранил налоговый аудит

25 июля 2022

Крупная фармацевтическая компания обратилась за проведением налогового аудита за 2020 год. В 2021 году в компанию был принят новый главный бухгалтер и у него возникли сомнения в правильности документального оформления расходов, его предшественником.

Налоговый аудит подтвердил опасения нового главного бухгалтера и выявил риск доначислений по налогу на прибыль в сумме более 40, 6 млн руб. и НДС 1 млн руб., а также возможных штрафов на сумму 8,3 млн руб.

Клиент
  • Оптовая торговля лекарственными средствами
  • Доходы от реализации около 4 млрд руб.
  • Налог на прибыль за 2020 год около 20 млн руб.
  • Наличие обособленного подразделения.
  • Численность более 300 человек.
  • Годовой ФОТ более 500 млн руб.
Проект
  • Налоговый аудит
  • Стоимость —
    530 тыс. руб.
Результат
  • Устранены налоговые риски (возможные потери) на сумму более 49,3 млн руб.

  • Затраты на налоговый аудит окупились минимум в 93 раза.

Ситуация

Среди установленных нарушений было «классическое» отсутствие первичных документов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов. Так, организация не оформляла документы, подтверждающие необходимость использования сотрудниками арендованных автомобилей, в путевых листах отсутствовал маршрут пути, подтверждающий производственный характер поездки, выплаченные сотрудникам премии не были регламентированы локальными нормативными актами (отсутствовало положение о премировании), хотя в трудовых договорах с работниками указывалось, что премии выплачиваются в соответствии с положением о премировании и др.

При отсутствии таких документов компании грозят доначисления по налогу на прибыль в сумме 40 млн руб., НДС— 1 млн руб. и штрафа (20%) — 8.2 млн руб. Итого: 49.2 млн руб.

Т.е. налоговый орган может «снять» такие расходы и уменьшить сумму вычетов.

Кроме того, в налоговом учете были отражены расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли — на образование детей сотрудников и материальную помощь — более 3 млн руб., что привело к неуплате налога на прибыль в сумме 600 тыс. руб. А в случае обнаружения данной ошибки налоговым органом, придется уплатить штраф 120 тыс. руб. и соответствующие пени.

Всего обнаружен риск доначисления более 49, 9 млн руб. (49, 2 млн («за документы») и более 720 тыс. («за неправомерный расход»)).

«В целях налогообложения прибыли расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Иногда налогоплательщики пренебрегают документами, свидетельствующими об экономической обоснованности расходов, считая, что документов, подтверждающих произведенные затраты достаточно. А это не так».

Наталья Игуш
Аттестованный аудитор

Решение

Организация восстановила (оформила) необходимые первичные документы, дополнительные соглашения к трудовым договорам и локальные нормативные акты, подтверждающие необходимость расходов на использование арендованных автомобилей и выплату премий сотрудникам. Что позволило устранить риск доначисления налога на прибыль в сумме более 40 млн руб., вычет НДС по ГСМ в сумме более 1 млн руб. и штрафа — более 8,2 млн руб. А также представила уточненную декларацию по налогу на прибыль, уменьшив расходы на суммы оплаты обучения детей и материальной помощи, доплатив недоимку в сумме 600 тыс. руб., но «сэкономив» 20% от суммы неуплаченного налога на штрафе — 120 тыс. руб.).

Результат

Организация во избежание риска исключения налоговыми органами вышеприведенных расходов из расчета налоговой базы по налогу на прибыль оформила недостающие дополнительные документы, подтверждающие экономическую обоснованность и производственную направленность произведенных:

  • расходов на аренду автомобилей и ГСМ:
    • заключила дополнительные соглашения к трудовым договорам с сотрудниками, оговорив разъездной характер работы сотрудников и обязательное использование служебного автомобиля при осуществлении служебных поездок;
    • оформила приказ о нормах расхода бензина в летнее и зимнее время, а также приказ руководителя организации о закреплении арендованных автомобилей за сотрудниками;
    • сотрудники указали в путевых листах маршруты следования.
  • расходов на премии:
    • утвердила Положение об оплате труда и премировании, в котором предусмотрела конкретные показатели премирования,
    • составлены служебные записки о выполнении сотрудниками показателей для премирования.

Кроме того, поскольку расходы по оплате обучения детей и выплату материальной помощи не могут учитываться в целях налога на прибыль (п.23 и 49 ст.270 НК РФ) организация подала уточненную налоговую декларацию по прибыли, уменьшив «налоговые» расходы на сумму таких затрат, доплатив недоимку (600 тыс. руб.) и соответствующие пени, но избежав доначислений и возможного штрафа в сумме 120 тыс. руб. (20%).

Заказчик сэкономил 49.3 млн руб. Был обнаружен риск доначисления налогов и штрафов более чем на 49,9 млн руб.
При стоимости налогового аудита в 530 тыс. руб. , организация устранила риск доначисления налогов и штрафов в сумме 49,3 млн руб. (49.2 млн руб. — оформив недостающие документы и 0,1 млн- устранив штраф по исправленным ошибкам).
Расчет стоимости
29 мар
11:00
«Вахтовики» и работники с разъездным характером работы: новое в НДФЛ и страховых взносах с 2024 года
Открытый вебинар
Записаться