Суд признал незаконным принятие инспекцией «подложных» деклараций

24 февраля 2022

Постановление АС Уральского округа от 20.01.2022 года по делу № А60-14403/2021

В налоговый орган от имени общества в 2021 году неизвестным лицом было подано 12 уточненных деклараций по НДС с «нулевыми» показателями, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя компании. Но данный ключ электронной цифровой подписи (ЭЦП) руководитель никогда не получал, не обращался за его получением и «уточненки» в инспекцию не направлял.

Компания обратилась в инспекцию с заявлением об отказе в принятии (аннулировании) поданных неизвестным лицом уточненных деклараций. Инспекция отклонила данные требования, а вышестоящий налоговый орган отказал в удовлетворении жалобы на действия инспекции.

В двух судебных инстанциях арбитражного суда компания также потерпела фиаско, поскольку суды сочли, что инспекция права, поскольку она не располагала данными о недействительности сертификата ЭЦП, истечения срока его действия на момент принятия «спорных» деклараций, т.е. не было оснований не принимать их. Действующая редакция НК РФ не предусматривает возможность аннулирования принятых инспекцией деклараций, не регламентирует ее действия в случаях, когда руководитель организации отрицает подписание им деклараций. Также налогоплательщику напомнили о возможности подать «уточненки» с целью сообщения о своих действительных налоговых обязательствах

Кассационная инстанция суда не согласилась с коллегами и поддержала налогоплательщика, указав следующее:

  • судами установлено, что уточненные «нулевые» декларации были поданы неуполномоченным лицом и содержат недостоверные сведения. Внесение инспекцией сведений из данных деклараций в соответствующие системы учета и отказ признать данные декларации неподанными нарушает права и законные интересы общества;
  • принимая во внимание особенности правового регулирования НДС, стадийность взимания данного налога, учет недостоверных сведений «нулевых» деклараций, поданных неуполномоченным лицом, приводит к нарушению как прав самого налогоплательщика, так и к возможному нарушению прав и законных интересов его контрагентов;
  • аргумент, что действующее налоговое законодательство не позволяет признать спорные декларации неподанными, подлежит отклонению. При разрешении спора следует исходить из того, что недостоверные сведения «нулевых» деклараций, поданных неуполномоченным лицом, не должны содержаться в системе учета налогового органа, заявленные требования направлены на восстановление прав и законных интересов налогоплательщика;
  • согласно внесенным в ст. 80 НК РФ изменениям (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ), в полномочия налоговых органов входит признание декларации непредставленной, если она подана неуполномоченным лицом. Т.е. ссылки инспекции на техническую невозможность исполнить данное требование необоснованы.