На практике нередко приходится сталкиваться с ситуациями «сверхскоростной» передачи инспекциями материалов выездных проверок в правоохранительные органы и быстрых возбуждением уголовных дел по налоговым составам.
Логично, что у бизнеса возникает вопрос о правомерности таких действий госорганов. Поэтому споры на эту тему популярны и доходят порой до судебных разбирательств. Причем отмечается яркая тенденция в поддержке судами передачи «информации» (даже копий материалов проверки) следственным органам в любой момент проверки (в т.ч. до вступления в силу решения по проверке) в рамках «информационного обмена» между госорганами на основании п.3 ст. 82 НК РФ (например, постановления АС ЦО от 08.12.2021 по делу № А08-10204/2020, АС СЗО от 26.04.2023 по делу № А44-4876/2022). При этом, нельзя забывать, что есть еще п.3 ст. 32 НК РФ, предусматривающий передачу материалов проверки правоохранителям по истечении 75 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
«Масла в огонь подливает» пронесшаяся в СМИ новость об обсуждаемой Следственным комитетом, Генпрокуратурой и Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД инициативе ФНС об ускорении процесса возбуждения уголовных дел в отношении налогоплательщиков. Так, предлагается «не ждать 75 дней после вступления в силу решения о привлечении к ответственности по результатам налоговой проверки (как это предусмотрено сейчас п. 3 в ст. 32 НК РФ) в ряде случаев». Например, при «отсутствии у налогоплательщика намерения добровольно возместить ущерб: сокрытие имущества, перевод выручки на аффилированных лиц. При этом инспекторы должны предоставить доказательства вывода активов».
Заинтересованность госорганов в ускорении процесса возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям понятна. Но хочется отметить, что внесенные законодательные коррективы, предусматривающие с марта 2022 года возможность возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям только на основании материалов налоговых проверок, вводились с целью поддержки бизнеса. И срок, предусмотренный п.3 ст. 32 НК РФ как раз позволяет налогоплательщикам изыскать возможности для погашения налогового долга. Тем более, что уплата доначислений, пени и штрафов является основанием для освобождения от уголовной ответственности.
Также следует отметить, что 07.04.2023 года на официальном портале НПА был опубликован проект приказа Генпрокуратуры, которым среди прочего, предлагается не возбуждать уголовные дела по недоимкам, если 75-дневный срок на оплату не истек.
Будем следить за развитием событий, и держать вас в курсе.
А пока хотим еще раз напомнить об усилении налогового контроля и важности своевременного принятия мер по выявлению налоговых рисков, в т.ч. для снижения риска возбуждения уголовного дела за неуплату налогов. Берегите себя и бизнес!
ПРОСТО АУДИТ!