Контролируемые сделки 2021

13 июля 2021
В ходе деятельности компаний совершается огромное количество сделок, часть из которых может относиться к разряду контролируемых. По ним необходимо проверять цены на «рыночность», при необходимости доначислять налоги и своевременно уведомлять налоговые органы о наличии контролируемых сделок. Иначе не миновать солидных штрафов. Обсудим важные моменты таких сделок в 2021 году и расскажем о нововведениях.

Как понять, что сделка «контролируемая»?

НК РФ содержит понятие контролируемых сделок и критерии, по которым сделки относят к таковым. Так, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами при соблюдении определенных условий (ст. 105.1,105.2, 105.14 НК РФ). Критерии для определения взаимозависимости приведены в ст. 105.1 НК РФ. Подробно мы писали о них в статье.

Для удобства тестирования сделок компании на признаки «контролируемости» в 2021 году, необходимую информацию представим в виде таблицы:

Тестируемые сделки Критерии признания сделок контролируемыми в 2021 году Основание
1. Сделки между взаимозависимыми лицами
Любые сделки с участием взаимозависимых лиц — резидентов РФ Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль (за исключением ставок, предусмотренных п. п. 2 — 4 ст. 284 НК РФ). Речь о ставках, применяемых к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена сделка.

Сумма доходов за год по сделкам с 1 контрагентом

превышает 1 млрд руб.

пп.1 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ

Предмет договора — добытое полезное ископаемое.

Сторона договора — добывающая компания, исчисляющая НДПИ по ставке, установленной в процентах.

пп.2 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ

Хотя бы одно из участвующих лиц применяет ЕСХН.

При этом другое участвующее лицо/ одно из других участвующих лиц не применяет ЕСХН.

пп.3 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
Одна из сторон договора пользуется освобождением от уплаты налога на прибыль. пп.4 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ

Одновременно выполняются 2 условия:

  1. Одно из участвующих лиц — компания, добывающая или разведывающая недра на новых морских месторождениях (п.1 ст.275.2 НК РФ).
  2. Один из контрагентов:
    • не добывает или не разведывает недра на новых морских месторождениях,
    • является добывающей или разведывающей компанией, но не рассчитывает налог на прибыль по ст.275.2 НК РФ.
пп.6 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ

Хотя бы одно из участвующих лиц является резидентом «Сколково» либо участником проекта по закону от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технических центрах» и пользуется освобождением от уплаты НДС по ст. 145.1 НК РФ.

пп.8 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ

Одно из участвующих лиц пользуется инвестиционным налоговым вычетом по налогу на прибыль, предусмотренным ст. 286.1 НК РФ.

пп.9 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
Одно из лиц является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородов. Доходы или расходы по проверяемому договору влияют на размер налога. пп.10 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
Сделки с взаимозависимыми лицами, где одна из сторон нерезидент РФ Операции, если сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год превышает установленный предел

Сумма доходов по сделкам с 1 контрагентом за год

превышает 60 млн руб.

п.1, п.3 ст.105.14 НК РФ
2. Иные сделки, приравненные к взаимозависимым
Сделки с участием посредников

Взаимозависимых продавца и покупателя связывает посредник или цепочка посредников. При этом:

  1. Роль посредника заключается в формальной перепродаже. Никаких дополнительных полезных функций у него нет.
  2. Имеются признаки фиктивности посреднической операции: посредник не задействует никаких ресурсов для проведения операции и не несет предпринимательских рисков.

Сумма доходов по сделкам с 1 контрагентам за год

превышает 60 млн руб.

пп.1 п.1, п.3 ст.105.14 НК РФ
Внешнеторговые сделки

Предмет договора — товар мировой биржевой торговли с кодом товарной номенклатуры ВЭД из перечня, утверждаемого Минпромторгом России.

В действующий Перечень, утв. приказом Митпромторга от 28.04.2018 № 1714 входит 42 позиции из товарных групп нефть и товары, вырабатываемые из нефти, цветные металлы, драгоценные металлы.

пп.2 п.1, п.3, п.5, п.6 ст.105.14 НК РФ
Сделки с резидентами оффшорных зон Одно из участвующих лиц базируется в оффшорной зоне. Перечень оффшоров указан в приказе Минфина от 13.11.2007 года № 108н. пп.3 п.1, п.3 ст.105.14 НК РФ

Внимание! В п.4 ст. 105.14 НК РФ приведен перечень сделок, которые даже при соблюдении вышеприведенных условий НЕ относятся к контролируемым. С исключениями из правил о контролируемых сделках можно ознакомиться в этом материале.

Кстати, по заявлению ФНС в судебном порядке иные сделки, не поименованные в таблице, могут быть признаны контролируемыми, если будут достаточные основания считать, что они является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания искусственных условий чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ, письма Минфина от 22.05.2015 года № 03-01-18/29892, ФНС от 30.08.2012 года № ОА-4-13/14433@).

Провести анализ
и выявить контролируемые сделки
Заказать звонок

Нюансы определения дохода по сделкам

Важным критерием признания сделки контролируемой является размер дохода по сделкам за календарный год или период, в котором имелся признак взаимозависимости сторон сделки.

При расчете доходов следует помнить важную деталь — «критичный порог» контролируемости в 60 млн или 1 млрд руб. определяется по каждому контрагенту, а не по всем скопом.

Доходы от сделок определяются с учетом положений гл. 25 НК РФ (п.9 ст.105.14 НК РФ, письмо Минфина от 03.06.2019 года № 03-12-11/1/40113).

Новое! С 17.03.2021 в НК РФ официально уточнено, что налогоплательщики, которые не исчисляют налог на прибыль в соответствии с гл. 25 НК РФ, для целей выявления контролируемых сделок определяют доход по сделкам расчетным путем с учетом порядка, установленного гл. 25 НК РФ, с применением метода начисления (п. 9 ст. 105.14 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ).

Аналогично рассчитываются «контролируемые» доходы по посредническим сделкам — между комитентом (принципалом) и лицом, с которым комиссионером (агентом) заключена сделка, и в случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала).

Если доход в целях данной главы не учитывается, его не включают в доходы для определения суммового порога сделок. Так, не учитывается доход в виде средств или иного имущества, полученные по договорам займа. А вот проценты, полученные по таким договорам надо включить в сумму дохода по контролируемым сделкам (письма Минфина от 23.05.2012 года № 03-01-18/4-67, от 23.04.2012 № 03-01-18/3-56, от 14.03.2012 № 03-01-18/2-29).

Если доходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, получены не в результате совершения сделок, то они тоже не учитываются в доходе от контролируемых сделок. Например, для определения суммового критерия в целях ст.105.14 НК РФ не учитывается доход в виде выплаты действительной стоимости доли участника в уставном капитале общества при его выходе из юрлица, т.к. данная выплата не является сделкой.

Уведомление о контролируемых сделках

Наличие контролируемых сделок влечет обязанность для компании уведомить налоговый орган по месту нахождения организации о таком факте. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения — подает уведомление только в налоговый орган по месту нахождения (учета) головной организации (п. 1.2 раздела 1 Приложения № 3 к приказу ФНС от 07.05.2018 года № ММВ-7-13/249@).

Уведомления о совершенных контролируемых сделках предоставляются в налоговый орган по выбору компании на бумажном носителе или в электронной форме. Форма (формат) уведомления, а также порядок его заполнения утверждены приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ (с учетом изменений от 26.07.2019 года).

Уведомления по сделкам за 2021 год, как и ранее, должно содержать следующую информацию:

  • календарный год, за который они представляются;
  • предметы сделок;
  • сведения об их участниках: полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ); ФИО ИП и его ИНН; ФИО и гражданство физического лица, не являющегося ИП;
  • сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Согласно букве закона, уведомление следует подать не позднее 20 мая года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Следовательно, уведомление по контролируемым сделкам за 2021 год надо успеть представить не позднее 20 мая 2022 года.

Если компания опоздает с уведомлением, есть все шансы для штрафа в размере 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ). Данный штраф не зависит от количества контролируемых сделок, т.е. если компания не уведомит об 1 контролируемой сделке или о 10-ти — общая сумма штрафа составит 5 000 руб. (Обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017 года).

Также за недостоверные данные в уведомлении, которые не позволяют корректно идентифицировать операцию, грозит штраф в размере 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ). Но в этом случае можно избежать такого наказания, представив уточненное уведомления до выявления налоговым органом наличия недостоверных данных (абз.5 п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Если опередить налоговый орган не получилось, то уточнение не поможет «снять» штраф (например, Постановление АС Волго-Вятского округа от 03.06. 2020 года по делу № А29-519/2019).

Кстати, Уведомление о контролируемых сделках, полученное от компании инспекция в течение 10 рабочих дней, с даты его получения направляет в электронном виде ФНС.

К сведению! Если организация забудет представить уведомление о контролируемых сделках, налоговая инспекция самостоятельно сообщит «куда следует» о них, если выявит. С 17.03.2021 года инспекция должна сообщать ФНС о выявленных контролируемых сделках во всех случаях, когда получит информацию о них, а не только когда такие сделки выявлены в результате налоговой проверки или при проведении налогового мониторинга. Например, сведения о контролируемых сделках могут быть получены инспекцией в соответствии с положениями международного договора РФ, НК РФ и (или) другого федерального закона (п. 6 ст. 105.16 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ).

Контроль за уровнем цен по сделкам

Часто именно цена договора является одним из способов «налоговой оптимизации» взаимозависимыми компаниями для снижения налогового бремени, поэтому не удивительно, что цена сделок между взаимозависимыми лицами давно под особым контролем ФНС.

Контролируемые сделки, как и ранее, тестируются на соответствие рыночным ценам с использованием 5 известных методов, предусмотренных ст. 105.7 НК РФ:

  1. Сопоставимых рыночных цен
  2. Цены последующей реализации
  3. Затратный
  4. Сопоставимой рентабельности
  5. Распределения прибыли

Методы применяются последовательно, т.е. следующий метод выбирается, если невозможно применить предыдущий. Подробности можно узнать в нашей предыдущей статье.

Именно ФНС вправе проверять уровень цен по контролируемым сделкам, а не инспекция, где состоит на учете компания. В рамках выездных и камеральных проверок контроль цен, примененных в контролируемых сделках, в силу прямого запрета НК РФ осуществляться инспекцией не может (абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Территориальные инспекции вправе лишь в рамках проверок выявлять факты получения компаниями необоснованной налоговой выгоды в результате манипулирования ценами в сделках с взаимозависимыми лицами, не являющихся контролируемыми.

Кстати, проведение «ценовой проверки» ФНС нисколько не мешает и не запрещает одновременное проведение в отношении компании выездных, камеральных проверок, налогового мониторинга за этот же налоговый период.

В рамках «ценовой проверки» компания должна быть готова представить документы (информацию) относительно конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок), которая заинтересует ФНС и будет указана в требовании о представлении документов. Истребуемые документы следует представить в течение 30 рабочих дней со дня получения требования (п.6 ст. ст. 105.17 НК РФ).

Новое! С 17.03.2021 года ФНС может истребовать документы (информацию) по контролируемым сделкам не только у участников проверяемых сделок, но и у иных лиц в порядке ст. 93.1 НК РФ. Установлено, что такие лица обязаны представить документацию (информацию) в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 7 ст. 105.17 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ). Если документы не могут быть представлены в указанный срок, необходимо направить соответствующее уведомление (в порядке, предусмотренном п.3 ст. 93 НК РФ) в ФНС, с указанием причины и возможного срока представления документов. В этом случае ФНС вправе, но не обязано продлить срок представления документов (информации).

В случае выявления фактов отклонения цен по сделкам от рыночных цен, повлекшие занижение суммы налога (завышению суммы убытка) составляется акт проверки в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке.

Рассмотрение акта, материалов проверки, возражений по акту и принятие решения по результатам проверки осуществляется в порядке, аналогичном порядку рассмотрения материалов обычной налоговой проверки, предусмотренному ст. 101 НК РФ (п. 14 ст. 105.17 НК РФ).

Следует отметить, что компания вправе самостоятельно корректировать налоговые обязательства исходя из рыночных цен. Так, если несоответствие цен сделки рыночным привело к занижению налогов или завышению суммы убытка, можно «уточниться», доплатив НДС и налог на прибыль, исходя из рыночных цен (п. 6 ст. 105.3 НК РФ). При таком добровольном «уточнении», ФНС направляет уведомление о возможности симметричных корректировок другому участнику контролируемой сделки в течение 1 месяца (п. 4 ст. 105.18 НК РФ).

Провести анализ
и выявить
контролируемые
сделки
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию аудитора.
Задать вопрос

Соглашение о ценообразовании: новое с 17 марта 2021 года

Крупнейшие налогоплательщики могут направить в ФНС заявление о заключении соглашения о ценообразовании (СОЦ) для целей налогообложения (ст.105.19 НК РФ).

К сведению!

Соглашение о ценообразовании заключается по одной либо нескольким сделкам (группе однородных сделок), имеющим один и тот же предмет, на срок, не превышающий 3 лет.

Заключение СОЦ позволяет свести к минимуму споры с ФНС по определению «рыночности» цен по контролируемым сделкам, поскольку в данном документе закрепляется порядок определения цен и применения методов ценообразования в сделках.

Причем цена по контролируемым сделкам, согласованная с ФНС в СОЦ считается рыночной.

Для заключения «ценового» соглашения в ФНС представляются следующие документы:

  • заявление о заключении соглашения;
  • проект соглашения;
  • документы о деятельности компании, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых предлагается заключить соглашение о ценообразовании;
  • копии учредительных документов;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность за последний отчетный период;
  • документ, подтверждающий уплату заявителем госпошлины за рассмотрение заявления о заключении СОЦ;
  • иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении СОЦ.

Новое! С 17.03.2021 года можно не представлять с заявлением о заключении СОЦ документы, которые уже есть у налогового органа, а именно: копии свидетельств о государственной регистрации налогоплательщика, о постановке на налоговый учет по месту нахождения на территории РФ (пп.4,5 п.1 ст. 105.22 НК РФ утратили силу).

Как и ранее, при получении от компании заявления о заключении СОЦ налоговый орган вправе запрашивать дополнительные документы, необходимые для целей соглашения о ценообразовании. Теперь есть срок, в течение которого их надо представить — 10 рабочих дней со дня получения запроса ФНС. Если не получается уложиться в этот срок — необходимо направить в налоговый орган соответствующее уведомление с указанием срока в течение которого документы могут быть представлены.

Также появилась новая обязанность — вместе с заявлением о заключении СОЦ направить в ФНС сведения о передаче контрагентом компании в уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, налоговым резидентом которого он является, аналогичного заявления в целях заключения соглашения. Без такого заявления от иностранного контрагента не обойтись, поскольку предусмотрена обязанность для российской компании в течение 6 месяцев со дня подачи заявления в ФНС представить сведения о подаче контрагентом нужного заявления (новый п.3.1 ст. 105.22 НК РФ)

Есть изменения в сроках рассмотрения заявлений — максимальный срок рассмотрения заявления о заключении СОЦ с участием компетентного органа иностранного государства увеличен с 9 до 27 месяцев.

И в заключении приятные новеллы:

  • исключена возможность переноса срока заключения соглашения о ценообразовании на более поздний период каждый раз в случае представления налогоплательщиком дополнительных документов, в том числе по запросу ФНС (п.4 ст. 105.22 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ);
  • при заключении СОЦ с участием компетентного органа иностранного государства помимо методов из НК РФ можно применять методы ценообразования, которые используют в конкретном иностранном государстве (п.2.1 ст.105.7 НК РФ).

В данной статье мы рассмотрели основные положения для контролируемых сделок 2021 года. Если остались вопросы, налоговые специалисты компании «Правовест Аудит» готовы предоставить больше информации, необходимой именно Вашей компании, поделиться многолетним опытом работы с контролируемыми сделками и ТЦО. Будем рады помочь.

Узнайте стоимость
И получите выдающиеся результаты по итогам аудита
Рассчитать стоимость
26 ноя
11:00
Налоговый контроль и безопасность 2024−2025: инструкция для бизнеса
Круглый-стол (online)
Записаться
Наверх