Организация утратила право на упрощенную бухгалтерскую отчетность 2020

29 июня 2020

Как известно, субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и участники проектов Сколково (за исключением отдельных случаев) имеют право на ведение бухгалтерского учета упрощенными способами и на составление бухгалтерской отчетности по упрощенным формам (п. 4 п. 5 ст. 6 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ " О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 402-ФЗ).

Преимущества упрощенных способов бухгалтерского учета и отчетности очевидны — они облегчают учетный процесс и экономят средства организаций на ведение бухгалтерского учета.

Рассмотрим, с чем сталкивается организация, утратившая «учетные льготы» и право на упрощенные формы бухгалтерской отчетности.

СМП подлежит обязательному аудиту — прощаемся с упрощенным бухучетом

Напомним, что к упрощенным способам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности относятся возможность руководителя самостоятельно вести бухучет, отказ от применения некоторых ПБУ, сокращенный перечень форм бухгалтерской отчетности. Полный перечень льгот по упрощенному учету для малых предприятий размещен на сайте Минфина РФ в информации от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».

Одной из распространенных причин утраты права на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и упрощенную отчетность для малых предприятий является необходимость проведения обязательного аудита в соответствии с законодательством РФ (пп. 1 п. 5 ст. 6 Закон N 402-ФЗ).

Случаи, когда обязательный аудит бухгалтерской отчетности необходим, перечислены в п. 1 ст. ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ). Ежегодно Минфин РФ актуализирует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) и формирует подробный перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, размещая его на сайте.

В частности, обязательный аудит проводится, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) коммерческой организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб (пп. 4 п. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ, п. 72 из перечня Минфина России от 09.01.2020).

К сведению! Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения собираются ужесточить. Штраф может составить 700 тыс. рублей. Подробнее.

Как видим, по критерию размера выручки организация может иметь статус субъекта малого (не более 800 млн. руб.) предпринимательства и при этом подлежать обязательному аудиту по критериям Закона «Об аудиторской деятельности».

Обратите внимание: для целей отнесения к малым предприятиям доходы определяются по налоговым декларациям, для целей проведения обязательного аудита учитываются данные из форм бухгалтерской отчетности.

Ольга Новикова
Член Палаты налоговых консультантов, DipIFR Russian, руководитель отдела консалтинга, к. э. н.

Данные о выручке для определения необходимости обязательного аудита берутся из отчета о финансовых результатах прошедшего года по строке 2110 «Выручка» (это выручка без НДС (п. 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации»)), данные о сумме активов из строки 1600 «Баланс» бухгалтерского баланса прошедшего года.

Например, обязательному аудиту за 2019 год подлежит отчетность малых предприятий в форме ООО, у которых по данным за 2018 год в Балансе сумма строки 1600 превысила 60 млн. руб. или выручка без НДС, отраженная по строке 2100 в отчете о финансовых результатах превысила 400 млн. руб. Это означает, что с 2019 года организация теряет свои преимущества по упрощенным способам ведения бухучета и отчетности и у нее возникает обязанность вести полноценный бухгалтерский учет и составлять отчетность в полном объеме. Даже если по итогам 2019 года указанные выше показатели будут ниже этих лимитов, обязательный аудит отчетности за 2019 год не отменяется, т.к. Закон N 307-ФЗ ориентируется на данные прошлого отчетного периода. При этом право на упрощенный учет и отчетность за 2018 год у организации сохраняется.

Совет. Проверьте свои показатели по строке 2110 «Выручка» и строке 1600 «Баланс» в отчетности. Если хотя бы один из лимитов превышен — наступило время получить первое аудиторское заключение и задуматься о выборе аудиторской организации. Как проводится обязательный аудит и что нужно знать о нем руководителю и собственнику организации читайте в нашей статье.

Исправление ошибки или изменение учетной политики

Сама по себе утрата права на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и упрощенной отчетности не является ошибкой в смысле п. 2 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Это событие следует рассматривать как изменение учетной политики организации, так как организация в силу закона обязана изменить прежние способы ведения бухгалтерского учета на новые способы, предполагающие повышение качества информации об объектах бухгалтерского учета (п. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 10 ПБУ 1/2008).

Если организация своевременно не примет мер по изменению учетной политики, то это может привести к искажению бухгалтерской отчетности за периоды неправомерного применения упрощенных способов учета и к необходимости представлять исправленную (пересмотренную) отчетность по правилам ПБУ 22/2010 в случае существенности размера искажений.

К сведению: вносить в отчетность изменения после ее утверждения недопустимо (п.9 ст. 13, п. 5 ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Ольга Новикова
Член Палаты налоговых консультантов, DipIFR Russian, руководитель отдела консалтинга, к. э. н.

В начале года ФНС разъяснила, что пересмотренная из-за ошибок бухгалтерская отчетность, может быть принята в ГИРБО не позднее 10 дней после 30 апреля для ООО и 30 июня для АО (п. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, п. 1 ст. 47 Закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 34 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об ООО»). В 2020 году АО и ООО располагают возможностью пересдать исправленную бухгалтерскую отчетность за 2019 год до 30.09. 2020 г., т.к. из-за пандемии крайний срок проведения годовых собраний для АО и ООО перенесен на 30 сентября 2020 года (п.4 ст.12 Федерального закона от 07.04.2020 № 115-ФЗ).

Необходимые мероприятия переходного момента

Объем работы, который предстоит провести в организации в связи с утратой права на упрощенные методы бухучета, зависит от того, насколько широко организация пользовалась «учетными льготами».

1. Если руководитель организации использовал свое право самостоятельно вести бухучет, то при утрате права на упрощенные методы учета он обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо своей организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). Руководитель может в зависимости от объема учетной работы передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту (п. 7 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, письмо Минфина РФ от 03.02.2017 N 07-01-10/5865).

2. Организации необходимо внести изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета в связи с необходимостью применения ранее не используемых стандартов бухгалтерского учета или с необходимость исключения из учетной политики способов учета, допустимых только при упрощенном учете. Данные изменения вводятся с начал года и оформляются приказом (распоряжением) руководителя (п. 8, п. 11, п. 12 ПБУ 1/2008).

Так, если организация утратила право на упрощенный учет с 2020 года, то с начала 2020 года организация обязана применять все ПБУ в полном объеме (конечно, при наличии соответствующих объектов учета).

Как показывает практика, при переходе к полноценному бухгалтерскому учету у большинства малых предприятий возникает необходимость отразить оценочное обязательство по расходам на оплату отпускных сотрудникам (ПБУ 8/2010), а также отразить отложенный налог на прибыль (ПБУ 18/02), в пояснениях к отчетности раскрыть информацию об аффилированных лицах (ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»). Для строительных организаций, утративших право на упрощенный бухучет, становится обязательным применение ПБУ 2/2008 с признанием выручки по готовности.

Также следует проанализировать применяемые в организации методы формирования первоначальной стоимости основных средств (см. п. 8.1 ПБУ 6/01), порядок оценки материально-производственных (см. п. 13.1 ПБУ 5/01), порядок признания расходов на приобретение нематериальных активов (см. п. 3.1 ПБУ 14/2007) и другие разрешенные отступления от правил оценки и отражения в учете фактов хозяйственной жизни, допустимые для упрощенных способов бухучета и нуждающиеся в изменении при переходе к общим правилам учета.

То есть малому предприятию необходимо провести актуализацию учетной политики для целей бухгалтерского учета в связи с утратой права на упрощенные способы учета. При этом необходимо учесть изменения, внесенные в ПБУ с 01.01.2020 г.

Учет специфики Вашей организации

Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса.

Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах.

Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.

Заказать звонок

3. Организации следует скорректировать состав форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и заполнить все надлежащие формы (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложения в виде пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах в табличной и текстовой форме). С учетом того, что упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), при переходе к общим формам организации особое внимание следует обратить на необходимость детализации показателей форм отчетности. С одной стороны, организация определяет ее самостоятельно (п. 3 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н), а с другой стороны при определении детализации следует учитывать, что сведения об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно:

— в случае их существенности;

— если без знания о них заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности (п. 11 ПБУ 4/99).

Уровень существенности показателей организация определяет самостоятельно, исходя из величины и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности. С целью детализации показателей форм отчетности допустимо установить как общий критерий существенности, так и индивидуальные критерии для отдельных (наиболее значимых для организации) статей отчетности.

Обратите внимание, для отдельных случаев стандартами учета установлены количественные критерии существенности. Так доходы организации, превышающие 5% от общей суммы доходов за отчётный период, должны представляться в отчёте о финансовых результатах обособленно (п. 18.1 ПБУ 9/99). Аналогичная норма есть в отношении расходов (п. 21.1 ПБУ 10/99).

Как отразить изменения учетной политики при утрате права на упрощенные способы учета

Специальных правил по отражению изменения учетной политики при утрате права на упрощенные способы бухгалтерского учета положения по бухгалтерскому учету не содержат. Если соответствующее законодательство РФ и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном п. 15 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (письмо Минфина РФ от 11.02.2016 N 07-01-10/7297).

Последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью (п. 15 ПБУ 1/2008). Когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно). Например, сумма новых показателей не является существенной, либо не может быть получена с достаточной достоверностью без привлечения существенных временных, трудовых и/или финансовых ресурсов.

Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Так, формирование суммы резерва по отпускам работников на дату перехода организации на применение ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» отражается проводкой Дебет 84 Кредит 96.

При первом применении ПБУ 18/02 следует сформировать регистр временных разниц, включив в этот перечень признаваемые в бухгалтерском балансе активы и обязательства организации, а также объекты налогового учета, которые имеют налоговую стоимость, но при этом не признаются в бухгалтерском балансе (балансовая стоимость, налоговая величина, временная разница и соответствующие ОНО (ОНА)). Входящие остатки отражаются проводками ОНО — Дебет 84 Кредит 77, ОНА — Дебет 09 Кредит 84.

Приступая к применению норм ПБУ 18/02, обратите внимание, с отчетности за 2020 год организации обязаны учесть изменения, внесенные в него Приказом Минфина РФ от 20.11.2018 N 236н. Разобраться, как применять на практике новую редакцию ПБУ18/02 вам поможет видеокурс Ирины Лихникевич «Изменения ПБУ 18/02 „Учет расчетов по налогу на прибыль“: применяем на практике».

Узнайте стоимость
И получите выдающиеся результаты по итогам аудита
Рассчитать стоимость